Школьное математическое образование должно быть направлено в первую очередь на развитие умственных способностей школьников. Математика призвана учить школьников умению рассуждать и доказывать, приводить примеры и контрпримеры, индукции и дедукции, обобщению и конкретизации и т.д. – всему тому, без чего невозможен научно-технический прогресс и без чего невозможно продолжение образования и получение современных профессий. При решении этих важнейших дидактических проблем осуществляется подготовка учащихся к сдаче ЕГ'Э. Подготовка учащихся к ЕГЭ – это один из новых инструментов формирования не только математической культуры, но и обеспечения конкурентоспособности ученика.
Система работы школы по развитию творческих способностей и, в частности, математических, состоит из трех достаточно самостоятельных и постоянно функционирующих составляющих: педагогическая составляющая (имеется в виду целенаправленная деятельность всех педагогов); образовательная составляющая – совместная деятельность учителей и учащихся на уроках; развивающая составляющая – подразумевается система работы, направленная на приобщение учащихся к творческой деятельности и учитывающая их индивидуальные особенности, склонности и интересы.
Педагогическая составляющая – это возглавляемая директором школы целенаправленная деятельность педагогов по развитию учащихся и воспитанию деятельных, ответственных, самостоятельных учеников.
Для того чтобы эта составляющая могла качественно функционировать, необходимо, прежде всего, выработать модель идеального выпускника школы, потому что одно дело, когда школа готовит будущих звезд мирового футбола и совсем другое, когда главную свою задачу педагогический коллектив видит в воспитании интеллектуалов.
Так научно-методический руководитель Белорецкой компьютерной школы, Заслуженный учитель России Р.Г. Хазанкин предлагает одну из возможных моделей выпускника школы [23], которую мы приводим ниже.
Выпускник школы должен быть готовым:
ИЗУЧАТЬ:
· собственный и чужой опыт и извлекать пользу из них;
· приемы обучения, систематизировать и организовывать их;
· методы постановки и решения проблем;
· методы самоорганизации и самообразования.
Искать:
· необходимую информацию в различных базах данных;
· требуемую информацию, опрашивая окружающих (товарищей, учителей, специалистов);
· ответы на трудные вопросы у экспертов;
· приемы и методы классификации информации.
Думать:
· над взаимосвязями прошлых и настоящих событий;
· о реальных результатах тех или иных аспектов развития общества;
·как противостоять своей неуверенности и жизненной сложности;
· как занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение;
· о важности политических и экономических процессов, в окружении которых проходит обучение и работа;
· как оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
· над оценкой произведений искусства и литературы.
Сотрудничать, т.е.:
· уметь работать в группах;
· уметь принимать решения;
· уметь улаживать разногласия и конфликты;
· уметь договариваться;
· уметь разрабатывать и выполнять договоры.
Приниматься за дело, т.е.:
· уметь включаться в разработку и выполнение проекта;
· ответственно относится к порученному делу;
· уметь войти в группу или коллектив и внести свой вклад в общее дело;
· проявить солидарность;
· уметь корректировать свою работу в соответствии с достигнутыми результатами.
Адаптироваться, т.е.:
Внеклассное мероприятие. КВН
В последние годы в нашей стране возникли новые формы организации внеклассной работы по русскому языку. Одна из наиболее интересных форм - диалектологический КВН: конкурс внимательных и находчивых. Его проводят как соревнование двух команд (параллельные классы или соседние школы). Состав команд 6-8 ...
Особенности применения аутентичных материалов на старшем этапе обучения
аудированию
аудирование аутентичный материал обучение Как нами было выявлено в первой части данной главы снятие культурных трудностей, и трудностей связанных с языковыми аспектами, облегчает овладение аудированием и дает быстрые и ощутимые результаты. Однако такое искусственное облегченное аудирование не готов ...
Этапы построения игрового занятия
Мы предлагаем вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам: 1. Мы выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход. Приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: п ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.