Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям, привычному укладу жизни, формируются уже в древности .
Свидетельства о патриотизме встречались в военно-исторических документах и летописях ещё в 9в. Патриотизм более позднего периода носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, а князь считал постыдным бросить своё войско. Испытания, выпавшие на долю русского народа, военная мощь его врагов, покорение значительной части территории татаро-монголами способствовали накоплению в народе патриотической силы и энергии, осознанию необходимости национального объединения.
Достаточно напомнить о многочисленных сражениях в защиту своей земли, своей страны. В наших сердцах хранится память о Ледовом побоище, Куликовской битве, об изгнании поляков русским народом под предводительством Минина и Пожарского, о Полтавском и Бородинском сражениях, о разгроме интервентов, германских фашистов и японских милитаристов.
Объединение на патриотической основе резко повысило могущество Российского государства, укрепило патриотическую идею и прочно соединило его с государственностью.
В «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621гг.) патриотизм закрепляется законодательно. В период деятельности Петра 1 он ставился выше всех ценностей и добродетелей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в «Табеле о рангах» как непременное условие получения чинов, наград и званий. Большое значение вследствие многочисленных военных испытаний, выпавших на долю России, всегда имела такая национальная ценность, как самоотверженность при защите Отечества. Достаточно вспомнить мужество воинов Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра 1, Александра Суворова, Михаила Кутузова, массовый, поистине всенародный ратный и трудовой героизм в Отечественной войне 1812г., и в Первой мировой войне.
Кого же считали патриотами наши далёкие предки и как они их называли? Проанализировав литературу по изучаемой тематике, мы пришли к выводу, что это и «русский сын» в летописных приданиях, и «отчизник, служащий ношно неусыпным промышлением» в эпоху Московского царства, и «доброхотящий Отечеству» - в период становления Российской империи, и «Отец Отечества» - титул, присвоенный Петру Великому, «Сыны Отечества» - обращение к защитникам России Александра 1, «Спасители Отечества» - Выражение М.И.Кутузова.
С 17в. начинается формирование национальной идеи, ставшей фактором сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия. Русская православная церковь всегда играла важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество. Православие отражало такие ярко выраженные черты национального характера, как терпимость, добролюбие, незлобность, уживчивость, милосердие. Православный российский патриотизм не имеет ничего общего с неприязнью к другим религиям и вероисповеданиям. Православная церковь способствовала объединению различных народов под знаменем российского патриотизма. За Русь сражались не только русские, но многочисленные народы, принявшие русское подданство и находившиеся под защитой России.
Дни здоровья, каникулы
Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воз ...
Игры, актуальные для развития личности дошкольника
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Для дошкольника игра – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). И ...
Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в
начальной школе и современные требования к проведению этих уроков
Учебно-воспитательный процесс — это целостная систем организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного естественнонаучного образования, исходя из принципа целостности обучения и воспитания, обеспечивает: - усвоение основного учебного материала; - углубление и развитие знан ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.