Конкурентоспособность личности

Страница 1

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России.

Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию - формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую и экономическую сферы общественной жизни.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается.

Андреев В.И. считает, что среди стратегических задач в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования" выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: "Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка"

Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. [Андреев В. И. "Педагогика" ]

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно" .

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Исторические корни развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель - в Древней Греции, Квинтилиан - ...

Характеристика комплекта учебников под редакцией Г.В. Дорофеева
Учебники продолжают линию учебных комплектов и развивают идеи, которые заложены в общей концепции курса математики. Переход к учебникам можно осуществить, как после учебников, так и после других учебников по математике для 5–6 классов, так как содержание алгебраического и арифметического блоков сов ...

Принцип автономности
Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике при обучении иностранному яз ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru