Образовательная компетентность

Страница 1

Необходимо отметить, что следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Образовательная компетентность – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Компетенции для учащегося – это образ его будущего, ориентиры для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. К примеру учащийся осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания образовательного учреждения, поэтому во время учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Чтобы обеспечить соотносимость компетенции с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции», перечислив структурные компоненты компетенции:

- название;

- тип в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная);

- круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;

- социально-практическая обусловленность и значимость (для чего она необходима в социуме);

- смысловые ориентации учащегося по отношению к объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем учащемуся необходимо быть компетентным);

- знания о круге реальных объектов;

- умения и навыки, относящиеся к этому кругу реальных объектов;

- способы деятельности по отношению к ним;

- минимально необходимый опыт деятельности учащегося в сфере компетенции (по ступеням обучения);

- индикаторы – примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности учащегося (по ступеням обучения).

Отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как, скажем, знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть.

Вряд ли учащегося можно обучить компетентности. Таковым он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.

Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др.

Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Предпосылки, обусловленные личностью Л.Н. Толстого
толстой педагогическая обучение ясная поляна В одном из номеров журнала "Ясная поляна" за 1862 год была размещена статья открывавшаяся следующим вопросом: "Что стоит теперь на первом плане у всех наших деятелей мысли и слова?" [1] Ответом был народ. Народ, которому все желали пр ...

Проблемы аспирантуры и докторантуры
Наполненность аспирантуры в Советском Союзе и в России в разные периоды отличалась; вводились и упразднялись те или иные учебные курсы и, соответственно, экзамены, устанавливались и отменялись ограничения на объем диссертации и т.п. Как было показано в Разд. 1, страны – участницы Болонского процесс ...

Предпосылки, связанные с развитием мысли в области образования
Следует сказать, что отечественная философско-педагогическая мысль второй половины XIX - начала XX вв., следуя традиции, заложенной еще в 60-е годы, рассматривала задачу формирования личности учащегося в качестве приоритетной. Деятельность учителя по развитию нравственных характеристик личности уче ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru