Образование преобразует и направляет ход жизни общества, сохраняя все ценное для человека, его потенциал и жизненные силы, и определяет индивидуальную жизненную стратегию, превращая тем самым «общество сегодня» в «общество завтра», так как влияет на общественное сознание. Именно образование гарантирует реалистические условия для развивающегося общества, формирует новое мышление, новое видение смысла жизни.
Демократизация общества в конце 90-х годов активизировала инновационные процессы в образовании и возникла потребность в подготовке специалистов, использующих творческий потенциал для развития учащихся.
Образование должно не только давать знания, но и изменять отношение человека к окружающей среде, обеспечивая его пригодность к деятельности в меняющихся условиях. А это во многом зависит не от полученных знаний, а от умений их использовать в практических действиях учащимися. Для обозначения которых в образовательную действительность вошли понятия «компетентность» и компетенция».
Селевко Г. раскрывает понятие «Компетентность как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, круг чьих-либо полномочий, прав». [41, c.138]
Компетентностный подход сегодня активно обсуждается (Е.Я.Коган, В.В.Лаптев, О.Е.Лебедев, Е.А.Ленская, А.А.Пинский, И.Д.Фрумин, Б.Д.Эльконин и др.). В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентированную роль. [4, с.8]
Вопрос о наилучшем осуществлении человеком определенного вида деятельности есть вопрос повышения производительности любого профессионального труда, начиная от закручивания гаек и заканчивая руководством людьми и обучением их, творчеством в науке, технике и искусстве.
Человек как субъект деятельности должен наилучшим образом соответствовать предъявляемым к нему объективным требованиям. Смысл учения состоит в том, что на первый план выступает изменение, формирование субъекта в соответствии с объективными требованиями. Суть обучения и учения состоит в том, что субъект систематически продвигается на все более высокие ступени развития.
Труд, как фактор развития личности предполагает своеобразное совершенствование и усложнение требований к человеку, чтобы стимулировать его развитие. Итак, труд и учение как виды деятельности предполагают: 1) оптимальное уравновешивание субъекта с объективными требованиями; 2) совершенствование способностей человека, продвижение его на все более высокий уровень знаний, умений, навыков, способностей, в настоящее время трактуемые как компетентности.
Система образования страны складывается из региональных образовательных комплексов, в которых представлены различные уровни образования. При этом регионы характеризуют разные тенденции социально-экономического развития, что ставит перед региональными системами образования принципиально разные задачи. Это связано и с тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда произошли значительные сдвиги в структуре занятости населения по регионам, в спросе на различные категории работников, в первую очередь, на рабочие кадры.
Подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности ведут учреждения начального профессионального образования.
На базе профессионального училища или лицея можно обеспечить город, село, район специалистами именно тех профессий и квалификаций, которые здесь необходимы.
Учащиеся, которые приходят в профессиональные образовательные учреждения хотят получить необходимые знания, приобрести опыт, развить свои способности, а значит стать личностью, проявляющей себя как сложная самоуправляющаяся система с множеством различных качеств и свойств при взаимодействии с окружающим миром.
Красночикойский профессиональный лицей выделяет 3 ступени подготовки: по рабочим профессиям (НПО); специалистов среднего звена (СПО) и с высшим образованием (ВПО).
В такой модели предусмотрено реальное сочетание интересов личности и государства.
Цель комплекса – создание условий для формирования гармонически развитой личности, способной к реализации профессиональных знаний и умений в меняющихся социально-экономических условиях.
Поэтому темой дипломного исследования является «Развитие профессиональной компетентности учащихся в системе профессионального образования» (на примере Красночикойского профессионального лицея №22).
Цель: Разработать программу развития профессиональной компетентности учащихся в Красночикойском лицее.
Объект: система начального профессионального образования (профессиональный лицей № 22 с.Красный Чикой).
Предмет: развитие профессиональной компетентности учащихся в системе профессионального образования.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Раскрыть понятие компетентности и ее виды.
3. Дать анализ начального профессионального образования (Красночикойский профессиональный лицей №22)
4. Раскрыть психологические особенности профессии типа «Человек-природа»
5. Разработать спецкурс по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству» для развития профессиональной компетентности учащихся Красночикойского профессионального лицея.
Методы:
- теоретические: теоретический анализ, конкретизация, обобщение и др.
- эмпирические: наблюдение, беседы, подбор диагностических методик.
Научная и практическая значимость:
Проведен теоретический анализ проблемы развития профессиональной компетентности, разработан практический курс по развитию профессиональной компетентности у учащихся Красночикойского профессионального лицея №22 по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству».
Данная дипломная работа будет востребована как студентами технолого-экономического факультета, так и преподавателями не только начального профессионального образования, но и для преподавателей спецкурса по программе «Технология» в общеобразовательной школе с профильным обучением..
Метод нравственного воспитания в народных традициях
В семейном воспитании имеются факторы, отрицательно воздействующие на формирование у детей нравственных качеств, почитаемых традициями, крайне осложняется возможность усвоения детьми нормальных половых взаимоотношений, которые являются частью нравственного воспитания. Эротизация содержания телепере ...
Значимость изготовленных изделий из дерева
Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов: 1) социальную значимость изделия; 2) соответствие технологии изгото ...
Развитие методики преподавания в начальной школе
Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в основной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтик ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.