Технологическая компетентность

В настоящее время повышение технологической культуры учащихся является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать адекватные изменения в условиях быстро развивающегося общества, когда время диктует все новые и новые требования.

Сегодня в педагогической науке наблюдается рефлексивный период развития, постепенно переходящий в активный созидательный процесс. Оживление педагогической мысли основано на принципиально новой ориентации: прекращении проектирования единообразного содержания личности и наделения ее уравнительными характеристиками, на отказе от наполнения методики обучения такой системой знаний и способами управления учебным процессом, при которых слабо виден путь к развитию индивидуальной культуры.

Среди проблем педагогической трансформации культуры особое значение приобретает проблема соотношения профессионального образования и воспитания личности.

Почти серьезно говорится о том, что обучение должно строиться исключительно на нормативных показателях. Таким образом, остается в стороне проблема развития творчества и личностного притязания.

Мысль заключается в том, что подход к образованию становится референтным не только на заключительном этапе, но и в текущем процессе. Следует отметить, что современная технология обучения предусматривает формирование знающего и творчески работающего специалиста.

Общество, уровень его культуры создают условия, с которыми человеку приходится иметь дело, их понимание открывает для человека возможность действовать в целях приобретения индивидуального опыта, сопрягающего его с культурой общества; возникшие образовательные потребности имеют личностный характер, они определяют поведение человека в обществе и стимулируют приобретение им культуры как поведенческой, так и профессиональной.

Согласно приведенной логике рассуждения учащийся должен быть поставлен в условия, обязывающие его принять их. В связи с этим у учащихся возникают образовательные потребности, и, как следствие, можно ожидать проявления активности в обучении. Эта мысль не нова. Однако в качестве условий выдвигаются только критерии аттестации и контроля, а не технологические приемы, стимулирующие проявление активности и инициативы студентов, способствующие рефлексии образовательных потребностей, задач овладения общей и профессиональной культурой. Вопрос состоит в том, как создать такие условия.

Общие ответы у нас есть: построить проблемные учебные ситуации, вывести учащихся на социально напряженное содержание целей образования, повысить личностную значимость образования, вызвать опасение за свою судьбу. Следует признать, что хотя эти пути не так уж плохи, технологических средств для их обеспечения у нас маловато, мы не обладаем вариативностью и последовательностью в организации работы учащихся, в методиках не хватает идеи развития, вселяющей в каждого учащегося потенциальные устремления к самосовершенствованию. Нет также и индивидуальных путей управления профессиональным образованием, предполагающих получение полезного результата в конкретных условиях посредством формирования доминирующей мотивации в виде желаний, потребностей, целей в приобретении профессиональных знаний, развитии избирательной направленности на формирование культуры поведения в профессиональной сфере деятельности.

Сегодня формируется особый интегративный тип работника – субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Есть еще одно обобщающее качество, необходимое и рабочему, и руководителю – управленцу – профессионализм, т.е. вся совокупность физических, интеллектуальных и деловых способностей специалиста.

Новые статьи:

Характеристика функций речи
Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоциональной благополучной, благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания актив ...

Социально-педагогические аспекты организации самоуправленческой деятельности учащихся в процессе ПО
Социальный аспект формирования у будущих рабочих опыта организационно-управленческих отношений располагается в социальном заказе нашего общества на личность труженика, готового и способного наряду с выполнением производственных функций участвовать в управлении производственными и общественными дела ...

Педагогика со времени монгольского ига и до Петра Великого в Московской Руси
В таком положении было просвещение русского народа до нашествия монголов (до середины XIII в). Последнее особенно сильно отразилось на Северо-Восточной Руси, и с этих пор история Северо-Восточной и Юго-Западной Руси идет различными путями. Монгольское иго содействовало упадку и без того, как мы уже ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru