Компетентность как условие развития личности

Страница 1

Компетентность как элемент общей культуры современного человека, включает освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения и взаимодействия в обществе.

Если придерживаться представления о школе как о месте для приобретения только (в большей или меньшей степени) «энциклопедических» знаний под руководством учителя, который выражает то, что санкционировано в учебниках; если рассматривать вуз лишь как ступень в подготовке к будущей профессии экономиста, юриста, лингвиста, то у учащихся не сформируется нравственная основа личности, они не увидят моральные и культурные ценности, не научатся отстаивать собственную позицию и относиться с уважением к точке зрения другого. Мы убеждены в том, что одной из важных задач образования сегодня является такое воспитание учащихся, которое позволит им устоять под натиском не только изобилия информации, но и в общении с инакомыслящими, быть толерантными к различным культурам, быть конкурентоспособными, уметь выстраивать свою жизненную траекторию развития и самосовершенствования.

По Брунеру (J.Bruner, 1990) развитие способности рассуждать является целью школьного обучения. Поэтому, согласно его позиции, теория обучения охватывает не только изучение структуры и содержания ожидаемых учебных результатов как таковых, но и условий развития коммуникативных и рефлексивных отношений в классной комнате. Согласно Брунеру, школа — это «мастерская», где учащиеся берут старт, чтобы стать как исследователями, так и умелыми партнерами в споре. Плюрализм — это фактор современной общественной жизни. Люди должны научиться жить вместе. Это и есть основа новой нравственности. Умение искать компромиссы, уважение к чужому мнению, подавление собственной агрессивности — это все атрибуты нравственности. Новые пути, новые идеи, новые нестандартные решения, а их и требует все ускоряющаяся жизнь, могут быть только результатом бесконечно разного образа мышления, поведения и ракурсов видения проблем, стоящих перед людьми. Наряду с этим нужна и кооперация, компромисс как коллективное решение. Борьба и сотрудничество — это две стороны одной медали, диалектическая общность двух противоположных начал.

Роль культуры общения и гуманитарных знаний будет расти по мере развития цивилизации, а в деятельности педагога все большую роль будут играть разнообразные знания и приемы, формирующие у учащегося представления о себе и другом человеке, о возможностях человеческого творчества — единственной альтернативе потребительству. По форме осуществления воздействий на учащихся можно судить о коммуникативных умениях педагога, по специфике организации речевого сообщения — о его общей культуре и грамотности. Следует учитывать, что с течением времени в школе учатся все меньше детей, умеющих говорить, правильно оформлять свое высказывание, что объясняется снижением интереса к чтению, увлечением видеопрограммами. В результате ученик может освоить какой-либо объем материала, но оказывается беспомощным при его интерпретации.

Практическому освоению языка способствуют творческие задания разного рода, выполняемые в малых группах, с последующим коллективным обсуждением, дискуссией по теме изучения, но, главное, коммуникативные способности и общая культура учителя.

Общая и коммуникативная культура обязательно включает в себя и культуру невербального поведения. Прогресс в изучении невербального поведения состоит в рассмотрении его и психологических явлений в подлинном единстве, в понимании их как компонентов межличностного общения, создающих облик действующего лица, раскрывающих его внутреннее содержание во внешнем действии (БодалевА.А.,1982; Мироненко В. В., 1975; Рубинштейн С. Д., 1958). Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности, что позволяет рассматривать его как целостную личностную характеристику.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования
В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и опреде­ления перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной ...

Значение и задачи музыкального воспитания детей
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, ока ...

Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы, способствующие ранней наркотизации детей из социально-неблагополучных семей
Ключевым условием для оптимального социального развития ребенка является семья. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989) «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей». Мировое сообщество определяет, это не столько право родителей над ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru