Компетентность как условие развития личности

Страница 1

Компетентность как элемент общей культуры современного человека, включает освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения и взаимодействия в обществе.

Если придерживаться представления о школе как о месте для приобретения только (в большей или меньшей степени) «энциклопедических» знаний под руководством учителя, который выражает то, что санкционировано в учебниках; если рассматривать вуз лишь как ступень в подготовке к будущей профессии экономиста, юриста, лингвиста, то у учащихся не сформируется нравственная основа личности, они не увидят моральные и культурные ценности, не научатся отстаивать собственную позицию и относиться с уважением к точке зрения другого. Мы убеждены в том, что одной из важных задач образования сегодня является такое воспитание учащихся, которое позволит им устоять под натиском не только изобилия информации, но и в общении с инакомыслящими, быть толерантными к различным культурам, быть конкурентоспособными, уметь выстраивать свою жизненную траекторию развития и самосовершенствования.

По Брунеру (J.Bruner, 1990) развитие способности рассуждать является целью школьного обучения. Поэтому, согласно его позиции, теория обучения охватывает не только изучение структуры и содержания ожидаемых учебных результатов как таковых, но и условий развития коммуникативных и рефлексивных отношений в классной комнате. Согласно Брунеру, школа — это «мастерская», где учащиеся берут старт, чтобы стать как исследователями, так и умелыми партнерами в споре. Плюрализм — это фактор современной общественной жизни. Люди должны научиться жить вместе. Это и есть основа новой нравственности. Умение искать компромиссы, уважение к чужому мнению, подавление собственной агрессивности — это все атрибуты нравственности. Новые пути, новые идеи, новые нестандартные решения, а их и требует все ускоряющаяся жизнь, могут быть только результатом бесконечно разного образа мышления, поведения и ракурсов видения проблем, стоящих перед людьми. Наряду с этим нужна и кооперация, компромисс как коллективное решение. Борьба и сотрудничество — это две стороны одной медали, диалектическая общность двух противоположных начал.

Роль культуры общения и гуманитарных знаний будет расти по мере развития цивилизации, а в деятельности педагога все большую роль будут играть разнообразные знания и приемы, формирующие у учащегося представления о себе и другом человеке, о возможностях человеческого творчества — единственной альтернативе потребительству. По форме осуществления воздействий на учащихся можно судить о коммуникативных умениях педагога, по специфике организации речевого сообщения — о его общей культуре и грамотности. Следует учитывать, что с течением времени в школе учатся все меньше детей, умеющих говорить, правильно оформлять свое высказывание, что объясняется снижением интереса к чтению, увлечением видеопрограммами. В результате ученик может освоить какой-либо объем материала, но оказывается беспомощным при его интерпретации.

Практическому освоению языка способствуют творческие задания разного рода, выполняемые в малых группах, с последующим коллективным обсуждением, дискуссией по теме изучения, но, главное, коммуникативные способности и общая культура учителя.

Общая и коммуникативная культура обязательно включает в себя и культуру невербального поведения. Прогресс в изучении невербального поведения состоит в рассмотрении его и психологических явлений в подлинном единстве, в понимании их как компонентов межличностного общения, создающих облик действующего лица, раскрывающих его внутреннее содержание во внешнем действии (БодалевА.А.,1982; Мироненко В. В., 1975; Рубинштейн С. Д., 1958). Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности, что позволяет рассматривать его как целостную личностную характеристику.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Связь живописи и поэзии
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитания дошкольников, Н. ...

Требования к играм
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В ...

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
С ростом ребёнка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития физических качеств, без которых оно не может быть выполнено. Физические качества ребёнка ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru