Информация о педагогике » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения » Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников

Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников

Страница 1

Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо знать и учитывать возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников.

Мышление является наиболее сложным познавательным психическим процессом, свойственным только человеку. Мышление - очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной.

Различают 3 основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное. Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста. Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.

Дети мыслят очень конкретно и склонны понимать все буквально, поэтому в занятиях с младшими школьниками надо остерегаться всяких переносных значений. Если нужно дать детям известные общие положения, их обязательно надо конкретизировать каким-нибудь примером, иллюстрацией и т.д. То же относится к новым понятиям: они должны иллюстрироваться опытом ребенка, картинами, наглядными пособиями и т.д.

Для понимания необходимы знания, но отдельные, отрывочные знания еще не все для понимания. Надо связать эти знания так, чтобы стал понятен смысл целого.

Младший школьник склонен к наглядному мышлению. Оно очень помогает ему в понимании, так как один образ, одна картина может сразу охватить то, для чего порой требуется длинный ряд фраз.

Ученику начальных классов нелегко даются временные и особенно причинные связи. У младших школьников недостаточно развита логика. Дети могут не понимать: 1) отдельных фактов, 2) связи между ними, 3) доказательств и объяснений. В первом случае причиной непонимания является просто незнание: если я чего-либо совершенно не знаю, я его, конечно, не понимаю. Связь между факторами ребенок понимает, если ее легко увидеть или мысленно проследить. Доказательств ребенок часто не понимает, т.к. у него слабо развито логическое мышление. Причинные объяснения ему легче, если они идут от причины к действию или если объясняются намерением, целью, притом близкой к тем, которые ставят себе дети.

В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Синкретичность у младших школьников выражается все слабее благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению найти смысловые связи при восприятии предмета.

Однако у младшего школьника легко увидеть некоторое своеобразие восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства. Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Так же дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Причина тут одна - отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью осязания, в процессе моделирования, конструктивной деятельности.

Многие первоклассники, списывая к себе в тетрадь с доски или из книги буквы и цифры, делают типичные ошибки. Чаще всего они пишут зеркально, т.е. переворачивают знак, пропускают или добавляют элементы, сливают два знака. Подобные ошибки имеют общую причину: слитность воспринимаемого знака. Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов.

В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия - слушание. У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности. Слушание включено в любой урок, т.к. все действия школьника, его успех, а значит и отметка, в первую очередь зависят от его умения слушать объяснения и указания учителя. Кроме того, дети слушают с критической направленностью ответы, решения, объяснения своих одноклассников. Слушание, как и чтение, становится своеобразной формой умственной деятельности детей.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. ...

Лабораторные работы с использованием ИКТ
Существует множество средств обучения математике в современном мире. Одним из популярных и эффективных является использование информационных технологий на уроках математики. Наглядность в обучении играют важную роль, а использование компьютера прекрасно демонстрирует ученикам и свойства графиков фу ...

Работа социального педагога в детских реабилитациоонных центрах
Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрам ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru