Информация о педагогике » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения » Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников

Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников

Страница 3

Нередко причиной рассеянности детей, особенно очень впечатлительных, хорошо умственно развитых, начитанных и думающих, является отсутствие у них необходимой гибкости внимания или его переключаемости.

В силу сказанного условиями организации учебной деятельности детей выступают: хороший темп урока и продуманная его организация; четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний учителя; максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение учителя к вниманию детей; разнообразие видов и форм работы; включение в учебную деятельность всех учеников.

Память ребенка отличается большой пластичностью, что создает благоприятные условия для быстрого пассивного запечатления материала и его легкого забывания. С развитием ребенка память приобретает избирательный характер: ребенок лучше и на большой срок запоминает то, что ему интересно, и использует этот материал в своей деятельности.

Развитие памяти выражается в том, что:

а) увеличивается объем запоминаемого;

б) нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала;

в) запоминание все чаще опирается на смысловые связи, что обеспечивает ученику возможность свободно оперировать приобретенными знаниями в разных условиях, обеспечивает больший объем запоминания и длительность сохранения;

г) память приобретает произвольный характер;

д) дети осваивают рациональные способы заучивания.

Развитие памяти ребенка повышает возможности развития его воображения. Предвосхищение результата собственного действия является началом развития воображения. Формируясь на основе подражания и собственной активности ребенка, воображение из воспроизводящего, фрагментарного становится все более творческим, логичным и богатым.

В процессе общего развития ребенка деятельность памяти становится все более управляемой. Развивается произвольная память. Непроизвольное запоминание сохраняет свое значение.

Деятельность памяти и воображения изменяется и в зависимости от тех мотивов, которые побуждают ребенка к усилию: запоминанию и припоминанию воспринятого материала, к созданию нового рисунка или сочинения. Подражательная и непроизвольная деятельность превращается в творческую, которой ребенок научается управлять, подчиняя ее принятой задаче [8].

Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженные в словах.

С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала.

Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо математические формулы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.

Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением.

У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а побуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Содержание работы социального педагога в ЛОЛ
Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором МОУ. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование. Социальный педагог непосредственно подчиняется начальнику летнего оздоровительного лагеря (ЛОЛ). На время отсутстви ...

Ценностные ориентации подростков
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный ста ...

Разработка урока литературы в современной школе
Урок литературы в 9 классе на тему: «Повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. Попытка современного прочтения произведения» Цели: Обучающие: 1) анализ произведения в единстве содержания и формы (раскрытие замысла автора и его воплощение, проблематики и идейного содержания произведения; анализ системы о ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru