Информация о педагогике » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения » Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников

Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников

Страница 3

Нередко причиной рассеянности детей, особенно очень впечатлительных, хорошо умственно развитых, начитанных и думающих, является отсутствие у них необходимой гибкости внимания или его переключаемости.

В силу сказанного условиями организации учебной деятельности детей выступают: хороший темп урока и продуманная его организация; четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний учителя; максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение учителя к вниманию детей; разнообразие видов и форм работы; включение в учебную деятельность всех учеников.

Память ребенка отличается большой пластичностью, что создает благоприятные условия для быстрого пассивного запечатления материала и его легкого забывания. С развитием ребенка память приобретает избирательный характер: ребенок лучше и на большой срок запоминает то, что ему интересно, и использует этот материал в своей деятельности.

Развитие памяти выражается в том, что:

а) увеличивается объем запоминаемого;

б) нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала;

в) запоминание все чаще опирается на смысловые связи, что обеспечивает ученику возможность свободно оперировать приобретенными знаниями в разных условиях, обеспечивает больший объем запоминания и длительность сохранения;

г) память приобретает произвольный характер;

д) дети осваивают рациональные способы заучивания.

Развитие памяти ребенка повышает возможности развития его воображения. Предвосхищение результата собственного действия является началом развития воображения. Формируясь на основе подражания и собственной активности ребенка, воображение из воспроизводящего, фрагментарного становится все более творческим, логичным и богатым.

В процессе общего развития ребенка деятельность памяти становится все более управляемой. Развивается произвольная память. Непроизвольное запоминание сохраняет свое значение.

Деятельность памяти и воображения изменяется и в зависимости от тех мотивов, которые побуждают ребенка к усилию: запоминанию и припоминанию воспринятого материала, к созданию нового рисунка или сочинения. Подражательная и непроизвольная деятельность превращается в творческую, которой ребенок научается управлять, подчиняя ее принятой задаче [8].

Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженные в словах.

С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала.

Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо математические формулы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.

Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением.

У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а побуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Система работы школы и единый государственный экзамен
Школьное математическое образование должно быть направлено в первую очередь на развитие умственных способностей школьников. Математика призвана учить школьников умению рассуждать и доказывать, приводить примеры и контрпримеры, индукции и дедукции, обобщению и конкретизации и т.д. – всему тому, без ...

Работа по ознакомлению дошкольника с художественной литературой как средством развития театрализованной игры
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на ...

Общее понятие компетентности
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. [8, с.136] Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать ег ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru