Информация о педагогике » Обучение аудированию на начальном этапе изучения иностранного языка » Аудирование как речевой вид деятельности. Трудности понимания речи на слух

Аудирование как речевой вид деятельности. Трудности понимания речи на слух

Страница 1

Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудированию, и на наличие в средней школе учебных комплексов, в состав которых входят фонозаписи, диа- и кинофильмы, а также другие технические средства, данная форма устного общения остается пока еще недостаточно развитой, что объясняется двумя причинами.

1. Аудирование до сих пор рассматривается как побочный продукт говорения, соответственно на уроках используется эпизодически и в ситуациях, весьма далеких от аутентичных

2. Слабая осведомленность учителей в психологических и лингвистических сложностях аудирования, уровнях восприятия и способах их определения.

Восприятие звучащей речи, помимо слушания предполагает еще и слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Аудирование – рецептивный вид РД. Основная форма его протекания – внутренняя, невыраженная. Тем не менее, слушающий по каналам связи воздействует на акт коммуникации. Его реакция (мимика, жесты, смех, реплики) оказывает на речь говорящего немедленное влияние. Аудирование является относительно автономным и самостоятельным видом РД (слушание лекций, докладов, ТВ-передач).

Черты аудирования:

- реализует устное непосредственное общение

- по своей роли в процессе общения аудирование является реактивным видом РД.

- по форме течения процесса – внутренне не выражено в отличие от говорения и письма. Основой внутреннего механизма аудирования являются: восприятие на слух, внимание, распознавание и сопоставление языковых средств, группирование, обобщение, умозаключение, т.е. воспроизведение чужого мнения и адекватная реакция на него. Таким образом, предметом аудирования является чужое мнение.

- продуктом аудирования является умозаключение, а результатом - понимание воспринятого смыслового содержания и собственное речевое поведение (можно вербально отреагировать на умозаключение, а можно принять к сведению полученную информацию (невербальная реакция)). Аудирование базируется на природных способностях человека. Важными факторами формирования способности воспринимать на слух текст являются:

- перцептивные и речевомоторные предпосылки

- общие интеллектуальные предпосылки

- фактические знания

- знания и умения по РЯ

- иноязычные знания и умения

- мотивация

Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи, который представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающие в то же время и развивающие воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, и, прежде всего слуховой памяти, в столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных заведений технического профиля и основные требования к ней
Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание курса фи ...

Констатирующий эксперимент и его анализ
Экспериментальное исследование проводилось в логопедической подготовительной группе детского сада № 123 г. Тюмени. В исследовании участвовало 20 детей с ОНР III уровня, которые были распределены в экспериментальную и контрольную группы. Исследование состояния связной речи начиналось с изучения имею ...

Упражнения и методические рекомендации для подготовки учащихся к сдаче заданий уровней В и С
Вторая часть существенно отличается от первой части. Основное отличие состоит в следующем. 1. Предлагается 10 задач без вариантов ответа. В каждой задаче следует получить и записать ответ. 2. Задачи данной части более сложные. Сложность задач связана с тем, что решение каждой из них это, как правил ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru