неуспеваемость школьник иностранный язык
Неуспеваемость - это, с одной стороны, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, а с другой, - социальная дезадаптация личности.
Можно выделить три группы причин школьных неудач: социально-экономические (недооценка важности глубоких знаний и роли интеллектуального труда в жизни общества и человека, снижение качества школьного образования, материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, повышенная занятость и педагогическая безграмотность родителей, их алкоголизм и наркомания); причины биопсихического характера (наследственные особенности, способности, черты характера, а также плохое состояние здоровья детей и подростков); педагогические (недостаточная дифференцированность, а также стереотипность в методах и формах педагогической деятельности ряда учителей, неумение выдвигать и формулировать цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами, пренебрежение развитием учеников, все еще бытующие формализм и догматизм в учебной деятельности, ориентация на работу с наиболее способными детьми и т.д.).
Наряду с причинами общего характера можно выделить также некоторые специфические факторы, негативно влияющие на успешность обучения иностранным языкам в условиях малого города: отсутствие языковой среды; несовпадение начала обучения языку с соответствующим сенситивным периодом; потребность в контроле и помощи наставника; отсутствие возможности организовать обучение в необходимо малых группах в условиях современной общеобразовательной школы; психологический барьер; интерференция, негативное влияние родного языка; чрезмерная загруженность детей в школе и дома; неспособность родителей помочь своим детям в изучении иностранного языка.
Неуспевающие ученики характеризуются общей интеллектуальной пассивностью, низким уровнем развития мышления, обусловливающим особенности внимания и памяти, негативной направленностью отношения к учению при средней или слабой его интенсивности, несформированностью навыков учебной работы. Применительно к иностранным языкам мы бы выделили следующие признаки неуспеваемости: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; длительное обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия автоматизмов; неумение употреблять знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад; пассивность на уроке; высокая отвлекаемость, постоянные переходы на родной язык.
Мы опросили учителей школ города №8 и №11 и выявили, что наибольшие трудности у школьников при изучении английского языка вызывает овладение следующими знаниями, умениями и навыками:
произношение межзубных звуков;
чтение сложных английских слов;
правописание; понимание речи на слух;
распознавание слова в измененной форме;
использование притяжательных и возвратных местоимений (вместо слова "свой" в русском языке);
образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий;
построение спонтанного диалога в предложенной ситуации с опорой на известные речевые клише; использование знакомых слов для построения пересказа;
употребление отрицательных и вопросительных предложений;
распознавание различных времен английских глаголов и адекватное их употребление.
Сами подростки выделяют следующие причины. Основная причина – отсутствие каких-либо способностей («плохая память», «слабое внимание», «неумение думать» и т.д.). Причем если младшие подростки отмечают, что им «не хватает знаний», что они «не могут учиться»; то старшие подростки жалуются на «лень», «безволие», говорят о своем стремлении улучшить память, внимание, мыслительные возможности.
Для подросткового возраста характерна неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.
При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.
Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". В " ...
Количественные характеристики заданий по отдельным темам и уровням
Всего в учебнике содержится 4086 заданий, соответствующих общему перечню контролируемых вопросов содержания. Количество заданий уровня В, в среднем, в два раза больше, чем заданий уровня А. В разделе «Выражения и преобразования» содержится 18% от общего количества заданий. Но не надо забывать, что ...
Специфика
коррекционной работы по формированию навыков и умений связной речи у детей с общим
недоразвитием речи
Определяя специфику обучения навыкам связной речи, мы исходили из утвердившегося в психолингвистике представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно [16]. Этот же принцип предложен В.К. Воробьёвой [1]. При этом мы опираемся на следующие положе ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.