Информация о педагогике » Противоречия в тенденциях развития современного образования

Противоречия в тенденциях развития современного образования

Страница 1

Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество на своём нынешнем этапе развития предъявляет новые требования к участникам образовательного процесса. Однако, девиз: «Образованный – значит успешный», не совсем верен в наше время, потому как, знания которые ребёнок получает в школе не всегда пригождаются ему во взрослой жизни. Образование требует модернизации, чтобы можно было ориентировать детей на получение знаний, которые пригодятся им в дальнейшем, а не на знания которые даёт нынешнее образование (зачастую знания остаются не востребованными на 75%).

Объектом и предметом исследования выступает система образования с необходимостью изменения в её содержании, пересмотром устаревших подходов к процессу обучения и требованиями предъявляемыми обществом к участникам образовательного процесса.

Мы пользуемся устаревшей системой образования. Хотя, говоря по правде, устаревшего образования не бывает. Устаревшее образование – вообще не Образование. И устаревшая школа работает против Образования.

Нужно честно признать: обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе…

Так, можно предположить, что педагоги, образовывающие нынешнее поколение школьников должны ориентироваться на новый девиз: «Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами» (первое противоречие современного образования – быстрый темп приращивания знаний в современном мире и ограниченные возможности усвоения их индивидуумом) [2]. Иными словами, учитель должен ставить цель, которая будет ориентировать и подталкивать ребёнка на постановку цели для достижения определённого результата, при этом не задавая конкретного направления поиска (поисковые задания).

Сегодня «период полураспада» технологических знаний в сферах передовой техники оценивается специалистами в 1,5 – 3 года.

Конечно, система образования заметила эту тенденцию. Увеличение времени обучения и перегрузка учащихся – ее прямые следствия [3]. Пытаясь уйти от серьезных изменений содержания и организации обучения, старая система образования придумала рецепт «спасения»: переход к ранней специализации. И наткнулась на следующее противоречие.

Знания должны быть узкоспециализированы. Однако это тоже не даёт гарантии их востребованности в будущем, ибо «нельзя объять необъятное». Однако, каждый, кто связан с профессиональной педагогической деятельностью (педагоги ВУЗов, СУЗов и т.д.), психологи, менеджеры по подбору кадров, работники службы занятости и бирж труда, замечают тенденцию, что узкие специалисты плохо переучиваются, трудно ориентируются в межпредметных знаниях, им тяжело найти общий язык со специалистами других профессий при решении общей задачи [1,2]. Это будет вторым противоречием.

Узкая специализация дает возможность сравнительно дешево и быстро подготовить человека к эффективному (для общества) производственному процессу. Но узкая специализация позволяет легко манипулировать людьми (что было бы скорее плюсом для правящей части общества), оглупляет и отупляет их. Узкая специализация приучает человека к психологическому самоограничению: это не мое дело, каждому свое и пр. Бернар Шоу в своих афоризменных высказываниях как-то заметил: «Укая специализация = широкая идиотизация».

Впрочем, чтобы стать успешным человеком, первоклассным специалистом, гражданин должен понимать, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. А это уже не узкоспециализированные знания. Решением этого противоречия может стать межпредметный подход, т.е. умение видеть отдалённые последствия собственных действий.

Ни вузовское, ни школьное образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяют.

Однако, в целом противоречие не разрешено, и существующая система образования не может его разрешить в принципе.

Это поддерживается и следующим, третьим противоречием [1], которое связано с исторически сложившейся системой науки и учебы. Обучение должно быть предметным, так как оно копирует, повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает целостности восприятия мира.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Специфика профессиональной деятельности артиста балета
Для определения специфики профессиональной деятельности артиста балета проясним ключевые понятия и, в первую очередь – понятие «балет». Ванслов В.В. определяет балет как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» [8, C.8]. Хореографический обр ...

Система народного образования на Кипре
Система народного образования на Кипре складывалась в колониальный период. В 1959 г. — последнем году английского коло­ниального господства — в стране насчитыва­лось 57 средних школ (греческие, турецкие, армянские и смешанные), деятельность кото­рых контролировалась британской админи­страцией. Посл ...

Методические рекомендации по разработке и применению кейс-методов
При разработке кейса можно выделить основные этапы создания кейсов: 1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru