Информация о педагогике » Противоречия в тенденциях развития современного образования

Противоречия в тенденциях развития современного образования

Страница 1

Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество на своём нынешнем этапе развития предъявляет новые требования к участникам образовательного процесса. Однако, девиз: «Образованный – значит успешный», не совсем верен в наше время, потому как, знания которые ребёнок получает в школе не всегда пригождаются ему во взрослой жизни. Образование требует модернизации, чтобы можно было ориентировать детей на получение знаний, которые пригодятся им в дальнейшем, а не на знания которые даёт нынешнее образование (зачастую знания остаются не востребованными на 75%).

Объектом и предметом исследования выступает система образования с необходимостью изменения в её содержании, пересмотром устаревших подходов к процессу обучения и требованиями предъявляемыми обществом к участникам образовательного процесса.

Мы пользуемся устаревшей системой образования. Хотя, говоря по правде, устаревшего образования не бывает. Устаревшее образование – вообще не Образование. И устаревшая школа работает против Образования.

Нужно честно признать: обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе…

Так, можно предположить, что педагоги, образовывающие нынешнее поколение школьников должны ориентироваться на новый девиз: «Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами» (первое противоречие современного образования – быстрый темп приращивания знаний в современном мире и ограниченные возможности усвоения их индивидуумом) [2]. Иными словами, учитель должен ставить цель, которая будет ориентировать и подталкивать ребёнка на постановку цели для достижения определённого результата, при этом не задавая конкретного направления поиска (поисковые задания).

Сегодня «период полураспада» технологических знаний в сферах передовой техники оценивается специалистами в 1,5 – 3 года.

Конечно, система образования заметила эту тенденцию. Увеличение времени обучения и перегрузка учащихся – ее прямые следствия [3]. Пытаясь уйти от серьезных изменений содержания и организации обучения, старая система образования придумала рецепт «спасения»: переход к ранней специализации. И наткнулась на следующее противоречие.

Знания должны быть узкоспециализированы. Однако это тоже не даёт гарантии их востребованности в будущем, ибо «нельзя объять необъятное». Однако, каждый, кто связан с профессиональной педагогической деятельностью (педагоги ВУЗов, СУЗов и т.д.), психологи, менеджеры по подбору кадров, работники службы занятости и бирж труда, замечают тенденцию, что узкие специалисты плохо переучиваются, трудно ориентируются в межпредметных знаниях, им тяжело найти общий язык со специалистами других профессий при решении общей задачи [1,2]. Это будет вторым противоречием.

Узкая специализация дает возможность сравнительно дешево и быстро подготовить человека к эффективному (для общества) производственному процессу. Но узкая специализация позволяет легко манипулировать людьми (что было бы скорее плюсом для правящей части общества), оглупляет и отупляет их. Узкая специализация приучает человека к психологическому самоограничению: это не мое дело, каждому свое и пр. Бернар Шоу в своих афоризменных высказываниях как-то заметил: «Укая специализация = широкая идиотизация».

Впрочем, чтобы стать успешным человеком, первоклассным специалистом, гражданин должен понимать, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. А это уже не узкоспециализированные знания. Решением этого противоречия может стать межпредметный подход, т.е. умение видеть отдалённые последствия собственных действий.

Ни вузовское, ни школьное образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяют.

Однако, в целом противоречие не разрешено, и существующая система образования не может его разрешить в принципе.

Это поддерживается и следующим, третьим противоречием [1], которое связано с исторически сложившейся системой науки и учебы. Обучение должно быть предметным, так как оно копирует, повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает целостности восприятия мира.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Результаты педагогического исследования и их обсуждения
Содержание эксперементальной методики профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий на основе спортивн ...

Нарушение формирования грамматического строя речи у детей с ОНР
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно выс ...

Основные направления деятельности детских библиотек России по формированию патриотического воспитания детей
На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность и своеобразие, самобытность каждого региона (края) [105]. Краеведение стало одной из необходимых основ укрепления региона как единой системы ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru