Далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний или близких к ним. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования, а также (по принципу и/или) [14]:
- не определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне);
– не знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда;
– не различает количественный и порядковый счет в пределах десяти;
– не умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа;
– не умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти);
– не знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц;
– не умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков;
– не составляет и не решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий;
– не знает простейшие монеты - достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек;
– не умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки;
– не имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения;
- не осуществляет сериацию предметов по величине;
- неправильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол);
– не умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).
- не имеет представления о многоугольнике, не понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой);
– не знает горизонтальные, вертикальные линии, не умеет пользоваться линейкой, трафаретами;
– не определяет свое местонахождение среди окружающих объектов;
– не умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги;
– не понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под);
– не воспроизводит предлагаемые графические образцы;
– не понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;
– не знает последовательность дней недели, месяцев года;
– не имеет представления об определении времени по часам, не понимает отношения во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год;
– не использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности;
– не проявляет интерес к математическим играм.
Для того, чтобы этих «не» было поменьше или они вообще стали неактуальны, нужно, во-первых, заниматься с детьми математикой, а во-вторых, заниматься ею организованно, продуманно.
Дети по своей природе интересуются различными видами умственной деятельности, по не всегда в желаемом направлении. Изучение опыта работы дошкольников и экспериментальная проверка ряда видов практических работ показали, что при правильной методике организации руководства практической деятельностью детей можно управлять их интересами. Это может быть использовано и при организации математических занятий.
Если дошкольникам понятны методика и значение выполняемой работы, то они к ней относятся с определенным интересом. В этом большую роль играет тематика занятий, их продолжительность, практическая значимость и сложность выполняемого задания [4].
Укреплению возникшего интереса к математике способствует результативность выполняемой будущими первоклассниками работы. Сообщение или показ результатов математической деятельности дошкольников, поощрения их работы значительно укрепляют интерес к изучению мира математики.
Наблюдение за будущими школьниками в процессе выполнения математических заданий в каждом отдельном случае позволяет выявить, что радость открытия, даже незначительного, вселяет уверенность в познавательном поиске. Выполнив определенный вид математического действия, дошкольник становится более знающим, умеющим, и эти успехи выступают движущей силой интереса к математике, рожденного не из внешней заинтересованности, а путем определенных усилий в преодолении трудностей.
Особенности безопасности современного бизнеса
Так сложилось, что многие предприниматели в решении вопросов обеспечения безопасности своего бизнеса полагаются на опыт ветеранов спецслужб. Некоторые думают, что стоит взять на работу бывшего сотрудника МВД или КГБ, и всё будет сделано, как надо. Безусловно, опыт и полезные связи, приобретённые за ...
Методические рекомендации по становлению профессионализма артиста балета в
последипломный период
На основе анализа подходов к организации педагогической деятельности по подготовке артистов балета в г. Красноярске были сформулированы следующие методические рекомендации: 1. Подготовка артиста балета должна вестись системно и включать в себя три связанных этапа: этап начальной подготовки в балетн ...
Выявление уровня освоения вычислительной деятельности детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности освоения арифметических действий детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень). Задачи: 1. Проанализировать уровень арифметических действий в процессе решения арифметических задач. 2. Изучить календарно-тематический план воспитательно- ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.