Почему же это происходит? Чтобы ответить на данный вопрос, с учениками 3 «Б» класса мы провели анкетирование, которое позволило выявить интересы детей к различным видам и типам уроков. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление отношения учащихся к предмету «Окружающий мир», интереса к проведению уроков по данному предмету в разных формах. (Приложение 9)
Какие уроки ты больше всего любишь? (допускается несколько ответов)
- Математика - 12 чел.
- Русский язык - 15 чел.
- Чтение - 10 чел.
- Окружающий мир - 10 чел.
- Музыка - 18 чел.
- Физкультура - 20 чел.
- ИЗО - 14 чел.
2. Нравятся ли тебе урок окружающего мира?
а) да - 12 чел.
б) нет - 3 чел.
в) не очень - 9 чел.
3.Что тебе наиболее интересно выполнять на уроке окружающего мира?
а) слушать интересный рассказ учителя - 6 чел.
б) читать рассказы на страницах учебника самому - 3 чел.
в) отвечать на вопросы - 3 чел.
г) изучать объекты природы - 12 чел.
д) выполнять практические задания и опыты - 5 чел.
е) участвовать на уроке в конкурсах и викторинах - 15 чел.
4. Интересен ли тебе учебный материал?
а) да - 10 чел.
б) нет - 3 чел.
в) не очень - 9 чел.
5. Как часто в вашем классе на уроках окружающего мира бывают игры?
а) часто - 5 чел.
б) не очень часто - 7 чел.
в) редко - 10 чел.
г) нет вообще –
6. Каких заданий хотелось больше на уроках окружающего мира?
а) больше различных игр за урок - 10 чел.
б) больше заданий с использованием схем, таблиц, картин, объектов природы - 6 чел.
в) больше заданий с учебником - 4 чел.
г) все устраивает - 4 чел.
7. Делишься ли ты своими наблюдениями и впечатлениями?
а) да - 7 чел.
б) нет - 5 чел.
в) не всегда - 9 чел.
8. Используешь ли ты полученные на уроке знания на практике в других областях деятельности?
а) да - 7 чел.
б) нет - 5 чел.
в) не всегда - 9 чел.
Так же в 3 «Б» классе на уроках окружающего мира было проведено наблюдение за работой учащихся.
Цель: выяснить, повысится ли активность учеников на уроках окружающего мира, если в уроки будут включены дидактические игры, упражнения и другие формы деятельности.
Критериями активной работы являлись: частота поднятия руки и при этом правильные ответы. Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу.
В графу «активен» заносились данные о работе учеников, которые активно работали на протяжении всего урока, давали быстрые и правильные ответы.
В графу «средне активны» заносились данные о работе учеников, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, иногда давали неверные ответы.
В графу «пассивен» заносились данные о работе учеников, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы. (Приложение 11)
Таблица № 1 Критерии активности учеников на уроках окружающего мира
Критерии активности |
Количество человек |
% |
Активны |
5 |
22% |
Средне активны |
9 |
38% |
Пассивны |
10 |
40% |
Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с
трудными подростками
В настоящее время система дополнительного образования детей России продолжает развиваться. Она востребована детьми всех возрастных категорий. Достаточно сказать, что за 8 последних лет сеть учреждений дополнительного образования детей увеличилась на 3,3%; контингент обучающихся возрос на 3,2 млн. д ...
Методические рекомендации по разработке и применению кейс-методов
При разработке кейса можно выделить основные этапы создания кейсов: 1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление ...
Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов
Процесс научного исследования начинается с возникновения идеи, связывающей все его структурные элементы и определяющей порядок выполнения работы, который зависит от вида исследования. В целом все авторы отмечают общую последовательность его выполнения: 1. Выбор темы исследования, установление пробл ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.