Информация о педагогике » Площади плоских фигур в курсе геометрии основной школы » Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Страница 7

Рис.14

Говоря о развитии интереса у всех учащихся класса, прежде всего надо сказать, чем он вызывается у среднего ученика и когда может теряться.

Основным фактором развития интереса к предмету является понимание учащимися излагаемого материала и успешное выполнение ими предлагаемых упражнений. Выполняя задание, ученик никогда не исходит только из его полезности. Если он справляется с предлагаемым материалом, он любит это дело (положительное отношение к учителю также является следствием успехов ученика). В действительности любить тот или иной предмет у школьника равносильно умению сделать ту или иную работу. Это подтверждают и беседы с учащимися и их учителями, и результаты различных психолого-педагогических исследований.

Таким образом, непонимание материала и отсюда неумение справиться с какими-то заданиями, которые предлагаются,- основная причина потери интереса к предмету. Лишь у сильных учащихся непонимание приводит к отысканию его истоков; остальные ученики чаще не ищут этих причин, не стремяться ликвидировать пробелы в знаниях; тогда-то и пропадает у них интерес к изучаемому предмету.

Чтобы предупредить непонимание изучаемого материала, учителю важно не только умело подобрать этот материал и продумать методику его изложения, но и все время быть в курсе того, насколько он усвоен каждым учеником. Учитель может достичь этого при помощи регулярного контроля знаний учащихся, который и покажет пробелы в их знаниях, что поможет оказать ученикам своевременную помощь.

Большое значение в понимании материала, а следовательно, в развитии интереса к геометрии, имеет систематическое возвращение к пройденному – повторение (об этом уже говорилось выше). Оно должно быть в той или иной форме ежеурочным и обязательно включаться в новый материал или в решение задач в качестве каких-то элементов, хотя и небольших. Это тем более необходимо, что специальных часов на повторение материала по геометрии в конце года почти нет.

Развитию познавательного интереса школьников способствует и проведение внеклассных мероприятий по предмету, одной из основных задач которых является развитие творческих способностей учащихся. Отечественная школа накопила богатый опыт проведения внеклассной воспитательной работы. В последние годы возникли новые ее формы: организация клубов, проведение недель того или иного предмета. Получили дальнейшее развитие, ставшие уже традиционными формы работы: факультативы, кружки, олимпиады, вечера, экскурсии. По своему содержанию внеклассная работа строго не регламентирована. Однако при отборе материала для внеклассных мероприятий следует учитывать знания и умения учащихся. И хотя непосредственная связь с текущим программным материалом не обязательна, внеклассная работа должна его дополнять, способствовать более глубокому усвоению учащимися основного материала.

Главное значение различных видов внеклассной работы по математике состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к этому предмету, содействует развитию их математических способностей. Устойчивый интерес в нашей школе к внеклассной работе по математике и к самой математике поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю. Естественно, внеклассная работа по математике проводится не только во время недели математики. Систематическое проведение подобных мероприятий в течение всего учебного года, способствующее более глубокому и прочному усвоению знаний учащихся, зависит от личной инициативы учителя математики и от его отношения к своей профессиональной деятельности.

Например, по окончании изучения темы "Площади фигур" на внеклассном занятии можно провести с учащимися математическую игру.(См. Приложение 3.)

Предлагаемая игра ценна в том отношении, что позволяет незаметно и без принуждения втянуть учащихся в процесс поиска и конструирования. При этом ребята приучаются внимательно выслушивать вопросы и освобождаются от некоторых речевых стереотипов: привыкают называть один и тот же объект по-разному и, наоборот, улавливать различия в сходно звучащих описаниях. Это служит развитию математической речи учащихся. К тому же эта игра реализует осуществление описанных выше дидактических принципов обучения. К тому же с помощью нестереотипных заданий данной игры формируется устойчивый интерес учащихся к предмету, активизируется познавательная активность учащихся. В ходе поиска решения этих заданий происходит также и развитие мышления школьников. Ведь одна из важнейших задач обучения математике – развитие мышления учащихся. Решается она различными путями. Один из них – реализация принципа активности. Помимо вышесказанного, развитию мышления будет способствовать:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Концептуальная освоенность принципов Болонского процесса в странах, подписавших Болонскую декларацию
Имеющиеся в литературе данные опросов представителей академического сообщества разных уровней в Западной Европе подтверждают тезис, сформулированный выше во «Введении», о фактическом отсутствии в Западной Европе сложившегося образовательного пространства, которое объединяло бы все соответствующие с ...

Метод беседы
Это один из важных экскурсионных методов, который применяется с целью обобщения знаний о наблюдаемом учащимися объекте, уяснения словесных сообщений учителя и для обобщений. Беседа предполагает вопросы и ответы учителя и учащихся. При правильной ее постановке обеспечивается активная мыслительная де ...

Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету
Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки: 1.Систематической работы по формированию речевого этикета программы не предусматривают. 2.Обозначенные в программах требования к знаниям, умениям, навыкам в области рече ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru