Информация о педагогике » Площади плоских фигур в курсе геометрии основной школы » Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Страница 2

Критерием сознательности является и речь учащихся. Неточные формулировки свидетельствуют о непонимании материала и нередко выражают ошибочные утверждения. Например, ученик, пропустивний слова: "проведенную к этой стороне" в формулировке теоремы "Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне" делает неверное заключение. Учителю следует воспользоваться такого рода ошибкой, чтобы обратить внимание учащихся на значение точности речи.

Принцип наглядности

В преподавании математики нагдядность применяется как средство, способствующее правильному формированию математических понятий, облегчающее изучение материала, развивающее пространственные представления и воображение учащихся. Наглядность – основа прочности знаний.

При решении задач и доказательстве теорем учащиеся рассматривают геометрические фигуры в самых разнообразных положениях. Если учитель, вводя понятие, не вариировал форму и размеры чертежа, а также его положение на доске, то учащиеся не узнают определенный геометрический образ, когда он изображен в непривычном для них положении. Аналогичная ситуация происходит при замене одних обозначений другими. В этих случаях многие учащиеся испытывают некоторые затруднения при использовнии формул для вычисления площадей фигур и т.д. Эти затруднения можно предотвратить, если при введении понятия не ограничиваться построением одного чертежа.

Наглядность в обучении математике выступает как средство, облегчающее изучение материала. Материал легче усваивается учащимися, когда объяснение учителя сопровождается применением наглядных пособий. В геометрии, например, чертеж помогает ученику провести рассуждения при доказательстве теоремы, так как отдельные этапы доказательства ученик может связать с наглядными геометрическими образами. В процессе построения надо обратить внимание учащихся на особенности чертежа, вытекающие из условия теоремы (задачи). Правильно выполненный чертеж помогает понять содержание задачи (теоремы) и найти способ ее решения (доказательства). Полезен следующий прием.

Общий прием построения чертежа по условию задачи (теоремы)

Выполняйте чертеж аккуратно, не обязательно по всем правилам черчения, но примерно их придерживаясь (прямой угол должен выглядеть прямым углом, середина отрезка – серединой и т.п.), большим и "просторным";

Не перегружайте чертеж; иногда полезно изобразить лишь "функционирующие" части геометрической фигуры (например, если нужно найти радиус окружности, то саму окружность целиком можно не изображать);

Уточняйте чертеж по мере решения задачи, пытайтесь изобразить все возможные конфигурации, отвечающие условию и ходу решения задачи (лишние потом можно отбросить);

Например, к задаче "доказать, что R – радиус описанной около треугольника окружности равен , где a, b, c – длины сторон данного треугольника" возможны следующие варианты выполнения чертежа (рис.6):

Рис. 6

Используйте дополнительные построения, облегчающие решение (вводящие новые углы, отрезки и т.п.);

В то же время избегайте чрезмерного усложнения чертежа; этого можно достигнуть за счет "выносных чертежей", изображающих отдельные фрагменты всей фигуры;

Полезно непосредственно на чертеже указывать известные числовые и буквенные значения величин (отрезков, углов), заданных в условии или полученных в процессе решения;

Если в задаче говорится о фигурах общего вида (например, о произвольном треугольнике, четырехугольнике и т.п.), то нельзя изображать их как частные случаи (так, произвольный треугольник не должен выглядеть прямоугольным или равнобедренным, а произвольный четырехугольник – параллелограммом и т.п.).

Такое ошибочное выполнение чертежа приводит к построению неверных гипотез и умозаключений.

Важно помнить, что правильно выполненный чертеж помогает понять условие теоремы, выдвинуть гипотезу о ее доказательстве, но ни в коем случае не является самим доказательством.

Говоря о значении наглядности как средстве, облегчающем усвоение материала, следует подчеркнуть, что всякая переоценка роли наглядных пособий может принести даже вред развитию мышления и воображения учащихся. Так, пространственное воображение учащихся будет развиваться слабее, если решение каждой задачи и доказательство каждой теоремы учитель станет разъяснять на модели. Поэтому преподаватель должен в зависимости от конкретного материала и уровня развития учащихся решить вопрос, пользоваться наглядными пособиями или нет. Здесь можно лишь посоветовать учителю постепенно приучать учеников старших классов решать некоторые задачи, не пользуясь чертежом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Школы Франции
Основным звеном системы образования Франции является пятилетняя начальная школа, в которую поступают все дети, достигшие 6 лет (так называемый элементарный цикл образования). На базе этой школы существуют различные учебные заведения: старшие классы начальной школы, общеобразовательные коллежи (непо ...

Развитие внимания у старших школьников
На основании результатов исследования нами была составлена и реализована система занятий по развитию внимания в процессе изучения темы графический редактор. Способность организовать внимание – это главное условие деятельности старшеклассников, поэтому основное содержание программы нацелено на разви ...

Краеведение как источник патриотических идей воспитания
В массовом патриотическом сознании российских детей идет процесс переоценки ценностей, крушение старых идеалов и политических ориентаций, осмысление реалий современной действительности. Патриотическое сознание детей находится сегодня на перепутье. Однако состояние размытости и противоречивости тако ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru