Информация о педагогике » Площади плоских фигур в курсе геометрии основной школы » Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Страница 1

Для успешного преподавания математики каждому учителю необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Осуществление дидактических принципов обучения также является условием успешного обучения. Рассмотрим подробнее важнейшие дидактические принципы обучения математике с учетом специфики темы "Площади фигур".

Принцип сознательности

Ни одно явление не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями. Сознательно усвоить материал – значит понять его связь с окружающим миром, проникнуть в сущность взаимоотношений между фактами, выводами, понятиями. Ученик, сознательно изучивший предмет, должен уметь применять полученные знания на практике. При изучении темы "Площади фигур" следует обратить внимание учеников, что с площадями различных плоских фигур они ежедневно сталкиваются в реальной жизни(например, площадь квартиры, дачного участка), в природе, в стоительстве, искусстве, а также в других изучаемых ими школьных дисциплинах, будь то география, физика и т.д. После этого школьники будут более сознательно воспринимать данную тему: знание, для чего изучаем, способствует пониманию того, что изучаем.

Ученик, сознательно усвоивший математику, должен не только видеть связь между изучаемым материалом и окружающей действительностью, но и понимать, что факты, понятия и свойства, рассматриваемые в математике, не изолированы друг от друга, а представляют стройную систему, каждое звено которой находится в связи с другими звеньями. Добиться такого усвоения математики можно, если учитель сам будет чаще раскрывать эти связи, обращая на них внимание учащихся перед изучением темы или раздела, в процессе изучения, при повторении.

Понять связь между изучаемым помогают таблицы и схемы. В таблицах и схемах может быть дана классификация пройденного материала, представлена его структура.

Например, для систематизации знаний учащихся в завершении изучения темы "Площадь треугольника" можно предложить учащимся составить следующую таблицу:

Сознательность усвоения учащимися учебного материала зависит, конечно и от объяснения учителя. Объяснение должно быть четким: необходимо пояснять непонятные учащимся термины, привести разъясняющие примеры. О степени сознательности решения задач можно судить по тому, насколько ученик умеет обосновать выбор действий, составляющих ход решения. Необходимо, чтобы решая задачу, ученик отправлялся не только от данных – это часто приводит к тому, что он не знает, какой результат в конечном счете дадут выбранные им действия но имел бы в виду и искомую величину. Чтобы достигнуть этого, надо практиковать составление плана решения, применяя аналитический метод рассуждения (следуя от неизвестного к известному). Рассуждая синтетически, ученик оформит решение. Для примера рассмотрим следующую задачу:

Задача: Найти площадь квадрата по его диагонали.

Применим в данной задаче аналитический метод рассуждения для нахождения способа ее решения:

Решение: Пусть ABCD-данный квадрат (рис. 5), а BD = d – его диагональ. Найдем площадь этого квадрата.

Учителю уместно задать следующие вопросы:

- О какой фигуре идет речь в условии задачи?

- Что известно о данной фигуре?

- Как можно найти площадь квадрата?

Итак, получили схему, в которой все неизвестные величины задачи выражены через известные. Поднимаясь снизу вверх по этой схеме, учащиеся могут оформить решение задачи (используя синтетический метод). Таким образом данная задача решена аналитико-синтетическим методом. Желательно после этой задачи с целью закрепления полученного результата (формулы для вычисления площади квадрата по его диагонали) предложить учащимся решить аналогичную задачу при конкретном числовом значении d. Можно сказать, что данная задача относится к числу задач на разрушение стереотипа, ведь учащиеся считают, что для нахождения площади квадрата необходимо знать его сторону. А приведенная выше задача показывает, что площадь квадрата можно найти зная лишь диагональ квадрата.

Сочетание анализа и синтеза при разборе и оформлении решения задачи благотворно сказывается на процессе мышления школьников. Именно, решая задачу самостоятельно, он будет исходить одновременно из данных и от искомого. Это будет способствовать сознательному выбору действий, составляющих ход решения. Сказанное выше относится и к доказательству теорем: сочетание анализа и синтеза при составлении плана доказательства (анализ) и его окончательном оформлении (синтез) будет способствовать сознательному усвоению доказательства, проведению доказательства аналитико-синтетическим методом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Исторические корни развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель - в Древней Греции, Квинтилиан - ...

Специфика профессиональной деятельности артиста балета
Для определения специфики профессиональной деятельности артиста балета проясним ключевые понятия и, в первую очередь – понятие «балет». Ванслов В.В. определяет балет как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» [8, C.8]. Хореографический обр ...

Освоение культурологического образа на второй стадии культурологической драматизации
Освоение культурологического образа школьниками среднего и старшего возраста имеет свои особенности. Прежде всего, их социокультурное и кросскультурное пространство качественно изменилось. Изменился и сам способ освоения культурологического образа. 2 КО теперь не только устный результат воображения ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru