Доступность изложения в значительной степени определяется тем, как выбранная учителем методика ведения урока, его форма и структура подготовят учащихся к восприятию нового материала, содержание и объем которого должен быть посилен учащимся.
Готовясь к уроку, необходимо определить круг сведений, которые будут сообщены ученикам. Урок нельзя перегружать новым материалом.На объяснение надо отвести столько времени, чтобы иметь возможность в случае неоходимости внести дополнительные разъяснения. Доступность объяснения определяется тем, насколько преподаватель сумел предугадать наиболее трудные положения и разъяснить их в зависимости от характера материала – до или в процессе объяснения.
Осуществляя принцип доступности обучения, важно помнить следующее. Принцип доступности не предполагает, что объяснение материала будет дано в форме, освобождающей учеников от необходимости думать. Доступность означает, что учащиеся в состоянии усвоить материал при определенном напряжении умственных сил.
Принцип прочности усвоения знаний
Знание тем прочнее, чем ярче были примеры, чем интереснее и нагляднее был иллюстративный материал, сопровождающий объяснение.
Нельзя недооценивать значение зрительной памяти ученика. Продуманная запись решения примера способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Например, многие учителя согласятся с тем, что при изучении темы "Измерение площадей" одним из наиболее трудных моментов в этой теме является переход от одних единиц измерения к другим. Основная трудность здесь связана с необходимостью заучивания соотношений между различными единицами измерения, при котором невозможно опереться на логические связи между заучиваемыми числами. Действительно, как ученик может запомнить, что в одном квадратном метре 100 квадратных дециметров, а в квадратном километре миллион квадратных метров? Вызубрить? Но педагогами и психологами доказано, что зубрежка – самый нерациональный, самый варварский и непроизводительный способ обучения. Нужна осмысленная, целенаправленная работа с подлежащим усвоению материалом, в ходе которой этот материал запоминается. С этой целью в физике записи AB=5 см, S=15 см2, V=11 дм3 считают произведением числа и наименования. Естественно, такое соглашение покажется учителям математики весьма странным. Поэтому, чтобы подчеркнуть отличие математической точки зрения от физической, будем употреблять слово "произведение" только в кавычках, когда речь идет о числах и наименованиях. Однако вне зависимости от отношения математиков к такому "как бы произведению" принятое соглашение очень удобно, поскольку оно позволяет применять законы действий к "произведению" числа и наименования.
Например, пусть известно, что фигура F имеет площадь 3 квадратных дюйма, и требуется узнать ее площадь в квадратных сантиметрах. Зная, что отрезок в 1 дюйм имеет длину примерно 2,54 см, находим: S=3 дюйма2=3(2,54 см)2=3 2,54 2,54 см см ≈ 19,4 см2. В методике такая работа называется работой с именованными числами.
Прочность усвоения повышается при активной творческой работе учащихся. Например, учитель хочет провести с учащимися 5 класса практическую работу, чтобы ребята сами "открыли", сколько в одном квадратном метре квадратных сантиметров. Работа организуется следующим образом. Учащимся предлагается начертить в тетрадях квадрат и указывается, что его сторону будем считать равной 1 м. Требуется найти площадь этого квадрата, выраженную в квадратных сантиметрах. На своих рисунках учащиеся делают записи: 1 м = 100 см. Теперь остается посчитать площадь квадрата по привычной формуле S=a2 = 100 см 100 см =10000 см2.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. В следствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе и механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать – значит мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.
Дни здоровья, каникулы
Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воз ...
Работа педагога по формированию и поддержке школьных традиций
Реалии современного образования показывают, что любой педагогический коллектив, имеющий целью добиться положительных результатов в своей деятельности, стремится формировать собственные традиции. В каждой школе, в каждом классе непременно должны быть свои традиции. Традиции делают коллектив более сп ...
Метод нравственного воспитания в народных традициях
В семейном воспитании имеются факторы, отрицательно воздействующие на формирование у детей нравственных качеств, почитаемых традициями, крайне осложняется возможность усвоения детьми нормальных половых взаимоотношений, которые являются частью нравственного воспитания. Эротизация содержания телепере ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.