Информация о педагогике » Площади плоских фигур в курсе геометрии основной школы » Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Страница 5

Доступность изложения в значительной степени определяется тем, как выбранная учителем методика ведения урока, его форма и структура подготовят учащихся к восприятию нового материала, содержание и объем которого должен быть посилен учащимся.

Готовясь к уроку, необходимо определить круг сведений, которые будут сообщены ученикам. Урок нельзя перегружать новым материалом.На объяснение надо отвести столько времени, чтобы иметь возможность в случае неоходимости внести дополнительные разъяснения. Доступность объяснения определяется тем, насколько преподаватель сумел предугадать наиболее трудные положения и разъяснить их в зависимости от характера материала – до или в процессе объяснения.

Осуществляя принцип доступности обучения, важно помнить следующее. Принцип доступности не предполагает, что объяснение материала будет дано в форме, освобождающей учеников от необходимости думать. Доступность означает, что учащиеся в состоянии усвоить материал при определенном напряжении умственных сил.

Принцип прочности усвоения знаний

Знание тем прочнее, чем ярче были примеры, чем интереснее и нагляднее был иллюстративный материал, сопровождающий объяснение.

Нельзя недооценивать значение зрительной памяти ученика. Продуманная запись решения примера способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Например, многие учителя согласятся с тем, что при изучении темы "Измерение площадей" одним из наиболее трудных моментов в этой теме является переход от одних единиц измерения к другим. Основная трудность здесь связана с необходимостью заучивания соотношений между различными единицами измерения, при котором невозможно опереться на логические связи между заучиваемыми числами. Действительно, как ученик может запомнить, что в одном квадратном метре 100 квадратных дециметров, а в квадратном километре миллион квадратных метров? Вызубрить? Но педагогами и психологами доказано, что зубрежка – самый нерациональный, самый варварский и непроизводительный способ обучения. Нужна осмысленная, целенаправленная работа с подлежащим усвоению материалом, в ходе которой этот материал запоминается. С этой целью в физике записи AB=5 см, S=15 см2, V=11 дм3 считают произведением числа и наименования. Естественно, такое соглашение покажется учителям математики весьма странным. Поэтому, чтобы подчеркнуть отличие математической точки зрения от физической, будем употреблять слово "произведение" только в кавычках, когда речь идет о числах и наименованиях. Однако вне зависимости от отношения математиков к такому "как бы произведению" принятое соглашение очень удобно, поскольку оно позволяет применять законы действий к "произведению" числа и наименования.

Например, пусть известно, что фигура F имеет площадь 3 квадратных дюйма, и требуется узнать ее площадь в квадратных сантиметрах. Зная, что отрезок в 1 дюйм имеет длину примерно 2,54 см, находим: S=3 дюйма2=3(2,54 см)2=3 2,54 2,54 см см ≈ 19,4 см2. В методике такая работа называется работой с именованными числами.

Прочность усвоения повышается при активной творческой работе учащихся. Например, учитель хочет провести с учащимися 5 класса практическую работу, чтобы ребята сами "открыли", сколько в одном квадратном метре квадратных сантиметров. Работа организуется следующим образом. Учащимся предлагается начертить в тетрадях квадрат и указывается, что его сторону будем считать равной 1 м. Требуется найти площадь этого квадрата, выраженную в квадратных сантиметрах. На своих рисунках учащиеся делают записи: 1 м = 100 см. Теперь остается посчитать площадь квадрата по привычной формуле S=a2 = 100 см 100 см =10000 см2.

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. В следствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе и механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать – значит мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Современное состояние проблемы и пути ее решения
В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект "Образование"[8]. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование" были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Феде ...

Особенности безопасности современного бизнеса
Так сложилось, что многие предприниматели в решении вопросов обеспечения безопасности своего бизнеса полагаются на опыт ветеранов спецслужб. Некоторые думают, что стоит взять на работу бывшего сотрудника МВД или КГБ, и всё будет сделано, как надо. Безусловно, опыт и полезные связи, приобретённые за ...

Содержание работы социального педагога в ЛОЛ
Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором МОУ. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование. Социальный педагог непосредственно подчиняется начальнику летнего оздоровительного лагеря (ЛОЛ). На время отсутстви ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru