Информация о педагогике » Площади плоских фигур в курсе геометрии основной школы » Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Страница 5

Доступность изложения в значительной степени определяется тем, как выбранная учителем методика ведения урока, его форма и структура подготовят учащихся к восприятию нового материала, содержание и объем которого должен быть посилен учащимся.

Готовясь к уроку, необходимо определить круг сведений, которые будут сообщены ученикам. Урок нельзя перегружать новым материалом.На объяснение надо отвести столько времени, чтобы иметь возможность в случае неоходимости внести дополнительные разъяснения. Доступность объяснения определяется тем, насколько преподаватель сумел предугадать наиболее трудные положения и разъяснить их в зависимости от характера материала – до или в процессе объяснения.

Осуществляя принцип доступности обучения, важно помнить следующее. Принцип доступности не предполагает, что объяснение материала будет дано в форме, освобождающей учеников от необходимости думать. Доступность означает, что учащиеся в состоянии усвоить материал при определенном напряжении умственных сил.

Принцип прочности усвоения знаний

Знание тем прочнее, чем ярче были примеры, чем интереснее и нагляднее был иллюстративный материал, сопровождающий объяснение.

Нельзя недооценивать значение зрительной памяти ученика. Продуманная запись решения примера способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Например, многие учителя согласятся с тем, что при изучении темы "Измерение площадей" одним из наиболее трудных моментов в этой теме является переход от одних единиц измерения к другим. Основная трудность здесь связана с необходимостью заучивания соотношений между различными единицами измерения, при котором невозможно опереться на логические связи между заучиваемыми числами. Действительно, как ученик может запомнить, что в одном квадратном метре 100 квадратных дециметров, а в квадратном километре миллион квадратных метров? Вызубрить? Но педагогами и психологами доказано, что зубрежка – самый нерациональный, самый варварский и непроизводительный способ обучения. Нужна осмысленная, целенаправленная работа с подлежащим усвоению материалом, в ходе которой этот материал запоминается. С этой целью в физике записи AB=5 см, S=15 см2, V=11 дм3 считают произведением числа и наименования. Естественно, такое соглашение покажется учителям математики весьма странным. Поэтому, чтобы подчеркнуть отличие математической точки зрения от физической, будем употреблять слово "произведение" только в кавычках, когда речь идет о числах и наименованиях. Однако вне зависимости от отношения математиков к такому "как бы произведению" принятое соглашение очень удобно, поскольку оно позволяет применять законы действий к "произведению" числа и наименования.

Например, пусть известно, что фигура F имеет площадь 3 квадратных дюйма, и требуется узнать ее площадь в квадратных сантиметрах. Зная, что отрезок в 1 дюйм имеет длину примерно 2,54 см, находим: S=3 дюйма2=3(2,54 см)2=3 2,54 2,54 см см ≈ 19,4 см2. В методике такая работа называется работой с именованными числами.

Прочность усвоения повышается при активной творческой работе учащихся. Например, учитель хочет провести с учащимися 5 класса практическую работу, чтобы ребята сами "открыли", сколько в одном квадратном метре квадратных сантиметров. Работа организуется следующим образом. Учащимся предлагается начертить в тетрадях квадрат и указывается, что его сторону будем считать равной 1 м. Требуется найти площадь этого квадрата, выраженную в квадратных сантиметрах. На своих рисунках учащиеся делают записи: 1 м = 100 см. Теперь остается посчитать площадь квадрата по привычной формуле S=a2 = 100 см 100 см =10000 см2.

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. В следствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе и механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать – значит мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Причины неуспеваемости школьников
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность- переход от детства к взрослости [18]. Трудным этот период является не ...

Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся
Формировать мышление лучше всего в ходе решения задач, когда учащийся сам наталкивается на проблемы и вопросы, формулирует их и находит ответы и решения, преодолевая возникающие трудности. Задача учителя — подготовить ученика к этому, научить его приемам умственной деятельности. Графический редакто ...

Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения
Цель формирующего эксперимента:расширение, повышение уровня знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения у детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течении одного месяца 1 раз в неделю по 30 – 35 минут, с 11 детьми старшего дошкольного возраста. 1. Занятие «Наблюдение за рыбк ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru