Информация о педагогике » Площади плоских фигур в курсе геометрии основной школы » Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Страница 9

Психологами доказано, что от эмоциональности ученика зависит работа его памяти. Если ученик неравнодушен к изучаемому материалу, если предмет вызывает у него интерес, тогда запоминание происходит как бы само собой, без особых усилий (непроизвольное запоминание). Человеческая память недолго хранит то, что не затрагивает его чувства. Например, каждый человек вспоминает яркие моменты из своей жизни, неважно хорошие они были или плохие, потому что они сопровождались высоким эмоциональным настроем, будь то взрыв положительных или отрицательных эмоций. Только там, где разум и чувства в союзе, осуществляется глубокое понимание и запоминание. Самым активным из школьных возрастов по эмоциональному восприятию является подростковый период. Большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину.

Но не все педагоги правильно понимают, что же именно вызывает эмоциональный подъем у учащихся. Иногда имеет место такая ситуация: учитель, зная, что на его урок придут коллеги, старается сделать его "более красивым". Он подбирает и читает стихи, использует наглядные пособия, т.е. искусственно вводит эстетический элемент, не вытекающий из темы урока. Этим он значительно снижает интеллектуальную нагрузку учебного материала и не достигает поставленной цели.

Эстетическое воздействие на учащихся в немалой степени зависит от качества преподавания предмета. А именно: от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроке поиск рациональных путей их решения, показать красивые приемы быстрых вычислений. Творчески работающие учителя постоянно знакомят учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся математиков, знакомят с иторией развития изучаемого на уроке вопроса.

Обучение математике немыслимо вне кабинета. Светлый, чистый, уютный кабинет значительно улучшает настроение учащихся, располагает их к учебе. Дети чрезвычайно восприимчивы к внешним раздражителям: хорошей ручкой хочется писать, красиво оформленную книгу хочется читать, за хорошей, чистой партой приятно сидеть и заниматься. Лучшие учителя заботятся о том, чтобы все в школе радовало глаз, было удобным, вызывало приятные эмоции, деловой настрой. Они периодически обновляют кабинеты, вовлекая всех учащихся в активную деятельность по их оформлению, приучают детей создавать и сохранять красоту. Только красота, в создании которой принимает участие сам ученик, по-настоящему видна ему, делает ученика ее ревностным защитником и пропагандистом. Поддержание порядка во всем – важное условие воспитания.

Аккуратность играет большую роль в жизни человека. Этому надо учить ребенка с самого начала его жизни – в быту и на уроках. Многие учителя добиваются аккуратного выполнения любой работы: ведения тетрадей, выполнения чертежей и т.д. Это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение доводить любую работу до совершенства. Педагог должен учить детей не только видеть прекрасное, но и создавать его.

Если рассматривать темы школьного курса геометрии, то некоторые из них просто созданы для демонстрации учителем всей красоты этого предмета. Пожалуй, самыми благодарными темами в плане эстетического воспитания являются темы "Симметрия" и "Площади фигур". В этих темах достаточно наглядности, они красивы и интересны, а также имеют огромное практическое значение. Например, при изучении темы "Площади правильных многоугольников", учителю полезно обратить внимание учащихся на то, что правильные многоугольники находят свое практическое применение в изготовлении паркетов. Укладка паркета – это искусство, которое украшало в прошлом и украшает сейчас великолепные залы многих замков и дворцов. После небольшой беседы, можно предложить ребятам практическую работу: подобрать "образцы паркета". Задание это следует дать на дом как творческое, но при этом предварительно продемонстрировать классу несколько образцов. Выполняя эту практическую работу, ученик сталкивается не только с математической задачей вычисления углов и площадей плиток, из которых будет изготовляться паркет, но и с проблемой выбора цвета и сочетания цветов плиток. Это уже творчество, поиск красоты, гармонии.

Возможности применения эстетического фактора на уроках математики связаны с постоянным совершенствованием методики ее преподавания, поиском повышения эффективности урока. Раскрытие эстетического в математике не может не увлечь учащихся, привлекая их к предмету. Но не только в этом следует учителю видеть цель эстетической работы. Научить юного гражданина ценить прекрасное в жизни – значит обогатить его духовный облик. Жизнь настоятельно требует сегодня сделать эстетику не гостьей на уроке, а эффективным методом повышения качества воспитания и преподавания.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru