Информация о педагогике » Площади плоских фигур в курсе геометрии основной школы » Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"

Страница 8

Самостоятельное решение учащимися задач повышенной трудности.

Решение задач различными способами; поощрение оригинальных способов решения.

Включение в качестве домашнего задания и дополнительного задания в контрольные работы примеров и задач, отличных от разобранных в классе (составляя такого рода задание, надо учесть, чтобы для его выполнения было достаточно тех знаний, которые имеются у учащихся).

Включение в систему упражнений вопросов, прямых ответов на которые нет ни в учебнике, ни в объяснении учителя.

Составление задач и упражнений самими учащимися (например, дать ученикам задание составить задачу на нахождение площади нестандартной фигуры по готовому чертежу. Выполняя это задание ребята уже будут продумывать способы ее решения).

Решение задач практического содержания (выполняя решение таких задач учащиеся понимают необходимость и жизненную важность изучения данной темы).

Важно отметить, что школьники, как и все люди вообще, мыслят по разному: у одних преобладает абстрактное, словесно-логическое мышление (в этом случае можно говорить об аналитическом складе ума), у других преобладает образное мышление (в таких случаях говорят об образном, художественном типе мышления), у третьих образные и абстрактные компоненты мышления находятся в равновесии (гармонический склад ума). Школьники, имеющие аналитический склад ума, страдают там, где успешность работы зависит от развития воображения, поэтому геометрия им дается труднее, чем алгебра. Аналитик легче рассуждает, чем действует, легче объясняет, как надо решить задачу, чем решает ее, в отличие от школьника с сильно развитым образным мышлением, который, не пускаясь ни в какие рассуждения, просто "видит", о чем идет речь. Для школьников с образным типом мышления трудности возникают там, где приходится работать без наглядной опоры. Даже когда их деятельность протекает в уме, она нуждается в опоре на образы, на работу представления и воображения. Как заметил В.А. Крутецкий, образность часто заменяет представителям этого типа мышления логичность. Учащиеся с преобладанием образных компонентов мышления, как показал В.А. Крутецкий, гораздо лучше себя чувствуют при работе со зрительным материалом, чем со словесно-логическим. Словесное объяснение решения задачи они воспринимают хуже, чем рисунок или чертеж.

Один из путей обучения школьников с различными складами ума- это введение элементов образности в абстрактный материал и установление смысловых связей в разнородном конкретном материале. Другой путь – это целенаправленная работа по развитию как теоретического, так и образного мышления школьников.

Реализации этих путей при обучении математике может способствовать решение задач, направленных на формирование и развитие эстетического вкуса учащихся, поскольку здесь абстрактное соединяется с образным.

Не следует забывать, что помимо развивающей, обучающей и развлекательной функций, игра на внеклассном мероприятии осуществляет такую важную функцию, как воспитательную. Командная игра воспитывает в ее участниках умение слушать и ценить мнение своих товарищей, чувство ответственности за свою команду. Подобное мероприятие способствует сплочению коллектива школьников. Выбор групповых форм работ обоснован и возрастными особенностями школьников. Ведь известно, что подросток высоко ценит свои отношения со сверстниками, а успехи в среде сверстников ценятся всего более. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные задания, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности. Высокий статус среди сверстников может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Именно эти особенности школьников данного возраста позволяют эффективно использовать групповые и коллективные формы работы.

Говоря о воспитании на уроках и внеклассных мероприятиях по геометрии нельзя не сказать об эстетическом воспитании школьников. В процессе формирования гармонически развитой личности эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех школьных дисциплин, занимает особое место. Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Математика, а именно геометрия, имеет много присущих только ей возможностей для решения этой важной проблемы. Дети любят красивое и увлекательное. Всем этим богата математика. Вдумчивые учителя из урока в урок показывают учащимся, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей. Источниками эмоционального и эстетического воздействия математики на школьников являются непременность ее выводов, универсальность применений, совершенство языка, романтичность ее истории и т.д.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Организация управления учебным процессом на основе системы дистанционного обучения Moodle
На сегодняшний день существует множество систем, призванных облегчить работу учителям и школьной администрации. Большинство из них распространяются на коммерческой основе. В нашем исследовании мы отдаем предпочтения системе дистаниционного обучения Moodle (в дальнейшем СДО Moodle) по следующим прич ...

Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с ...

Педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX века
В русской педагогике конца XIX – начала XX века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и с ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru