Все окружающие ребенка люди - родители, воспитательницы, учителя - желают ему только добра. Однако мы не всегда задумываемся о том, что делаем, каковы могут быть отдаленные последствия нашего поведения для ребенка. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда мы опираемся на устоявшиеся представления, широко распространенные в обществе.
Люди верят в то, что женщины и мужчины обладают разными личностными качествами, способностями, психологическими особенностями и поэтому предназначены к выполнению разных ролей в обществе. Более того, эти различия они усматривают в природно-биологических особенностях. Однако как генетики, так и психологи утверждают, что нет оснований объяснять половые различия только биологическими причинами. Вот что пишет один из ведущих современных психогенетиков Р. Левонтин:
"Совершенно ясно, что первичное отличительное свойство мужчин и женщин, связанное с дифференциацией их внутренних и внешних половых органов, имеет очень древнее биологическое происхождение. Однако различия в одежде, социальном статусе, семейной роли и месте в производственном процессе, которые также характеризуют мужчин и женщин, полностью детерминированы исторически". [16, 133]
Эта означает, что вышеупомянутые различия, как и многие неупомянутые, были сформированы в ходе культурно-исторического развития человечества, то есть самими людьми. В жизни отдельного индивида эти различия создаются в процессе социализации.
Социализация включает в себя взаимодействие людей друг с другом, влияние окружающей среды, собственный индивидуальный опыт.
гендерное различие уровень притязание
В нашей стране процесс социализации довольно долгое время рассматривался без учета полового признака несмотря на существенную разработанность проблем половой идентификации и стереотипизации в западной литературе.
Однако дифференциация понятий "пол" (как пол биологический) и "гендер" (как пол социальный, связанный с выполнением функций и общественного статуса) в работах феминистских ученых 70-80 гг. вывела исследования на новый теоретический путь.
Термин "гендер" был позаимствован из лингвистики. Он используется для того, чтобы обозначить различие между биологическим (совокупность физиологических и морфологических особенностей) и социальным в развитии, ориентированном на пол индивида. В этом термине зафиксировано понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально обусловленные представления о женщине и мужчине. Эти представления оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст психического развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. В этом контексте принимается, что пол индивида влияет:
· на то, какие психологические качества ожидаются от того или другого пола, а следовательно, являются желательными / обязательными целями воспитания или обучения вне зависимости от индивидуальных особенностей;
· на то, какое поведение считается нормативным, сомнительным или явно отклоняющимся от нормы для мужчин и женщин и, соответственно, подлежащим поощрению/порицанию со стороны различных институтов социализации;
· на ее / его общественное положение и статус. [22, 112]
Здесь следует обратить внимание на то, что представления о женщинах и мужчинах изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических, религиозных групп, так же, как и для разных социальных слоев.
Речь идет о культурно-историческом конструировании представлений о женственности-мужественности. Эти представления усваиваются каждым новым поколением через определенные программы, которые функционируют в обществе. Джоан Экер выделяет пять взаимодействующих гендерных программ:
1. Построение разделения труда, места пребывания, физического пространства, дозволенного поведения, власти в зависимости от половой принадлежности.
2. Создание символов и образов, которые объясняют, выражают, закрепляют или иногда противостоят этому разделению.
3. Различия во взаимодействиях женщина - мужчина, женщина - женщина, мужчина - мужчина, проявляющиеся в речи, ее прерывании, в очередности ведения диалога, в предложении тем для обсуждения, в невербальных компонентах поведения.
4. Формирование гендерных компонент индивидуальной идентичности или, иначе говоря, гендерных личностных структур.
5. Вовлечение гендера в фундаментальные продолжающиеся процессы создания и концептуализации социальных структур общества [27,167-168].
Каждая из вышеперечисленных программ тесно связана с социальной, возрастной, педагогической психологией, а четвертая прямо выходит на психологию личности. Гендерные личностные структуры, когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности складываются в ходе гендерной социализации, то есть формируются обществом, в том числе семьей, воспитателями, учителями, средствами массовой информации.
Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Однако наибольшего расцвета методика развития речи в общем и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века. Исследования в области свя ...
Концептуальная освоенность принципов Болонского
процесса в странах, подписавших Болонскую декларацию
Имеющиеся в литературе данные опросов представителей академического сообщества разных уровней в Западной Европе подтверждают тезис, сформулированный выше во «Введении», о фактическом отсутствии в Западной Европе сложившегося образовательного пространства, которое объединяло бы все соответствующие с ...
Освоение культурологического образа на второй стадии культурологической
драматизации
Освоение культурологического образа школьниками среднего и старшего возраста имеет свои особенности. Прежде всего, их социокультурное и кросскультурное пространство качественно изменилось. Изменился и сам способ освоения культурологического образа. 2 КО теперь не только устный результат воображения ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.