Информация о педагогике » Гендерный анализ уровня притязаний у детей старшего дошкольного возраста » Гендерные различия как одно из направлений социального развития

Гендерные различия как одно из направлений социального развития

Страница 1

Все окружающие ребенка люди - родители, воспитательницы, учителя - желают ему только добра. Однако мы не всегда задумываемся о том, что делаем, каковы могут быть отдаленные последствия нашего поведения для ребенка. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда мы опираемся на устоявшиеся представления, широко распространенные в обществе.

Люди верят в то, что женщины и мужчины обладают разными личностными качествами, способностями, психологическими особенностями и поэтому предназначены к выполнению разных ролей в обществе. Более того, эти различия они усматривают в природно-биологических особенностях. Однако как генетики, так и психологи утверждают, что нет оснований объяснять половые различия только биологическими причинами. Вот что пишет один из ведущих современных психогенетиков Р. Левонтин:

"Совершенно ясно, что первичное отличительное свойство мужчин и женщин, связанное с дифференциацией их внутренних и внешних половых органов, имеет очень древнее биологическое происхождение. Однако различия в одежде, социальном статусе, семейной роли и месте в производственном процессе, которые также характеризуют мужчин и женщин, полностью детерминированы исторически". [16, 133]

Эта означает, что вышеупомянутые различия, как и многие неупомянутые, были сформированы в ходе культурно-исторического развития человечества, то есть самими людьми. В жизни отдельного индивида эти различия создаются в процессе социализации.

Социализация включает в себя взаимодействие людей друг с другом, влияние окружающей среды, собственный индивидуальный опыт.

гендерное различие уровень притязание

В нашей стране процесс социализации довольно долгое время рассматривался без учета полового признака несмотря на существенную разработанность проблем половой идентификации и стереотипизации в западной литературе.

Однако дифференциация понятий "пол" (как пол биологический) и "гендер" (как пол социальный, связанный с выполнением функций и общественного статуса) в работах феминистских ученых 70-80 гг. вывела исследования на новый теоретический путь.

Термин "гендер" был позаимствован из лингвистики. Он используется для того, чтобы обозначить различие между биологическим (совокупность физиологических и морфологических особенностей) и социальным в развитии, ориентированном на пол индивида. В этом термине зафиксировано понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально обусловленные представления о женщине и мужчине. Эти представления оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст психического развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. В этом контексте принимается, что пол индивида влияет:

· на то, какие психологические качества ожидаются от того или другого пола, а следовательно, являются желательными / обязательными целями воспитания или обучения вне зависимости от индивидуальных особенностей;

· на то, какое поведение считается нормативным, сомнительным или явно отклоняющимся от нормы для мужчин и женщин и, соответственно, подлежащим поощрению/порицанию со стороны различных институтов социализации;

· на ее / его общественное положение и статус. [22, 112]

Здесь следует обратить внимание на то, что представления о женщинах и мужчинах изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических, религиозных групп, так же, как и для разных социальных слоев.

Речь идет о культурно-историческом конструировании представлений о женственности-мужественности. Эти представления усваиваются каждым новым поколением через определенные программы, которые функционируют в обществе. Джоан Экер выделяет пять взаимодействующих гендерных программ:

1. Построение разделения труда, места пребывания, физического пространства, дозволенного поведения, власти в зависимости от половой принадлежности.

2. Создание символов и образов, которые объясняют, выражают, закрепляют или иногда противостоят этому разделению.

3. Различия во взаимодействиях женщина - мужчина, женщина - женщина, мужчина - мужчина, проявляющиеся в речи, ее прерывании, в очередности ведения диалога, в предложении тем для обсуждения, в невербальных компонентах поведения.

4. Формирование гендерных компонент индивидуальной идентичности или, иначе говоря, гендерных личностных структур.

5. Вовлечение гендера в фундаментальные продолжающиеся процессы создания и концептуализации социальных структур общества [27,167-168].

Каждая из вышеперечисленных программ тесно связана с социальной, возрастной, педагогической психологией, а четвертая прямо выходит на психологию личности. Гендерные личностные структуры, когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности складываются в ходе гендерной социализации, то есть формируются обществом, в том числе семьей, воспитателями, учителями, средствами массовой информации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Психолого-дидактические основы проведения лабораторных работ
Мы выделили основные требования к организации лабораторных работ, но для того, чтобы работа была эффективной, необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. Мы остановимся на использовании лабораторных работ по математике в 7 – 9 класса средней образовательной школы. Дети, учащиеся в ...

Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике
Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки. Расширение и углубление знаний и умений по предмету, повышение интереса учащихся к информатике как одному из предметов естественнонаучного цикла, повышение ур ...

Результаты педагогического исследования и их обсуждения
Содержание эксперементальной методики профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий на основе спортивн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru