Все окружающие ребенка люди - родители, воспитательницы, учителя - желают ему только добра. Однако мы не всегда задумываемся о том, что делаем, каковы могут быть отдаленные последствия нашего поведения для ребенка. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда мы опираемся на устоявшиеся представления, широко распространенные в обществе.
Люди верят в то, что женщины и мужчины обладают разными личностными качествами, способностями, психологическими особенностями и поэтому предназначены к выполнению разных ролей в обществе. Более того, эти различия они усматривают в природно-биологических особенностях. Однако как генетики, так и психологи утверждают, что нет оснований объяснять половые различия только биологическими причинами. Вот что пишет один из ведущих современных психогенетиков Р. Левонтин:
"Совершенно ясно, что первичное отличительное свойство мужчин и женщин, связанное с дифференциацией их внутренних и внешних половых органов, имеет очень древнее биологическое происхождение. Однако различия в одежде, социальном статусе, семейной роли и месте в производственном процессе, которые также характеризуют мужчин и женщин, полностью детерминированы исторически". [16, 133]
Эта означает, что вышеупомянутые различия, как и многие неупомянутые, были сформированы в ходе культурно-исторического развития человечества, то есть самими людьми. В жизни отдельного индивида эти различия создаются в процессе социализации.
Социализация включает в себя взаимодействие людей друг с другом, влияние окружающей среды, собственный индивидуальный опыт.
гендерное различие уровень притязание
В нашей стране процесс социализации довольно долгое время рассматривался без учета полового признака несмотря на существенную разработанность проблем половой идентификации и стереотипизации в западной литературе.
Однако дифференциация понятий "пол" (как пол биологический) и "гендер" (как пол социальный, связанный с выполнением функций и общественного статуса) в работах феминистских ученых 70-80 гг. вывела исследования на новый теоретический путь.
Термин "гендер" был позаимствован из лингвистики. Он используется для того, чтобы обозначить различие между биологическим (совокупность физиологических и морфологических особенностей) и социальным в развитии, ориентированном на пол индивида. В этом термине зафиксировано понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально обусловленные представления о женщине и мужчине. Эти представления оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст психического развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. В этом контексте принимается, что пол индивида влияет:
· на то, какие психологические качества ожидаются от того или другого пола, а следовательно, являются желательными / обязательными целями воспитания или обучения вне зависимости от индивидуальных особенностей;
· на то, какое поведение считается нормативным, сомнительным или явно отклоняющимся от нормы для мужчин и женщин и, соответственно, подлежащим поощрению/порицанию со стороны различных институтов социализации;
· на ее / его общественное положение и статус. [22, 112]
Здесь следует обратить внимание на то, что представления о женщинах и мужчинах изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических, религиозных групп, так же, как и для разных социальных слоев.
Речь идет о культурно-историческом конструировании представлений о женственности-мужественности. Эти представления усваиваются каждым новым поколением через определенные программы, которые функционируют в обществе. Джоан Экер выделяет пять взаимодействующих гендерных программ:
1. Построение разделения труда, места пребывания, физического пространства, дозволенного поведения, власти в зависимости от половой принадлежности.
2. Создание символов и образов, которые объясняют, выражают, закрепляют или иногда противостоят этому разделению.
3. Различия во взаимодействиях женщина - мужчина, женщина - женщина, мужчина - мужчина, проявляющиеся в речи, ее прерывании, в очередности ведения диалога, в предложении тем для обсуждения, в невербальных компонентах поведения.
4. Формирование гендерных компонент индивидуальной идентичности или, иначе говоря, гендерных личностных структур.
5. Вовлечение гендера в фундаментальные продолжающиеся процессы создания и концептуализации социальных структур общества [27,167-168].
Каждая из вышеперечисленных программ тесно связана с социальной, возрастной, педагогической психологией, а четвертая прямо выходит на психологию личности. Гендерные личностные структуры, когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности складываются в ходе гендерной социализации, то есть формируются обществом, в том числе семьей, воспитателями, учителями, средствами массовой информации.
Обобщение педагогического опыта
Я стараюсь идти в ногу со временем, чтобы всегда быть интересной для своих учеников. Поэтому девизом своей работы я выбрала слова Аристотеля: Хочешь научить - удиви". Удивлять непросто. Информация, которую ты даешь детям, усваивается на том эмоциональном уровне, какой есть у тебя на данный мом ...
Методика использования литературного творчества в речевом развитии учащихся
В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе с использованием малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ лицей №8 г. Махачкала. Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их ...
Учебный процесс в средневековом университете
В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты Вслед за изучением латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет зачислялся в университет на подготовительный факультет. Там он штуд ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.