Формы и методы работы музея со старшеклассниками

Страница 1

Среди особенностей формирования личности в раннем юношеском возрасте следует выделить становление нравственного сознания, самосознания, чувство взрослости, стремление к самостоятельности в своей деятельности. Стремясь глубже разобраться в окружающей действительности, старшеклассники на многие вопросы бытия ищут ответ в культуре и искусстве, пытаясь через их образы осмыслить реальность. Тематика и формы работы музея с данной возрастной категорией учащихся становятся более разнообразными. Кроме экскурсий им могут быть предложены циклы монографического характера под общим тематическим названием «Беседы о художниках или писателях». Наряду с дидактическими играми и упражнениями в методике экскурсионной работы музея со старшеклассниками широко применяются диалог, беседа, дискуссия как формы, наиболее отвечающие психологическим особенностям этого возраста. Что касается экскурсий, ориентированных на юношескую аудиторию, то в них должны учитывается три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие интеллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы) и аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворческого отношения к памятнику). Их соотношение меняется в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей группы [10, с. 213].

Рассматривая работу со старшеклассниками в музеях разного профиля как педагогический процесс, следует помнить о том, что в «личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые» [5, с. 57].

При проведении экскурсий для юношеской аудитории учитывается уровень её интеллектуальной и художественной подготовки, создается атмосфера совместной творческой работы, которая требует и взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяется и углубляется круг знаний и эстетических представлений. Экскурсионные занятия дают учащимся возможность соприкоснуться с подлинником; освоить приемы художественного анализа на примере конкретных памятников; понять художественно-образную идею создания экспозиции или систему произведения изобразительного искусства.

При проведении занятий в музее, учитываются такие психологические черты старшеклассников как: способность, характер, темперамент, а так же их природные качества: память, наблюдательность, воображение и сообразительность. На экскурсии процесс познания происходит по схеме: наглядность – восприятие (ощущение, представление) – формирование понятий на основе получения учащимися представлений.

Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность учащегося. Объектами познания служат предметы внешнего мира, памятники истории и культуры, природы. Исторические места и др.

Процесс познания начинается с возникновения контакта органов чувств учащегося с объектом. Восприятие наблюдаемых объектов происходит на основе зрительных и слуховых ощущении. С их помощью формируются представления. Процесс познания продолжается в абстрактном мышлении экскурсантов и они приходят к выводам. Экскурсия как процесс познания состоит из двух частей: чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление). Эти части являются основой экскурсии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников
Работа учителя на уроке строится с учётом ряда методических требований. Даже если учитель будет полностью соблюдать эти требования, у него могут возникнуть трудности в том отношении, что отдельные, недисциплинированные старшие школьники будут невнимательны к учебной работе. Но, если в классе значит ...

Возрастные особенности старшеклассников
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. Изменения, происходящие с телом, вле ...

Процесс модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации с точки зрения Болонского процесса
В настоящем разделе будут отмечены схождения и расхождения, наблюдающиеся между странами Западной Европы, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, с точки зрения соответствия образовательных систем принципам и целям Болонского процесса. К сожалению, приходится констатировать, что «западн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru