Среди особенностей формирования личности в раннем юношеском возрасте следует выделить становление нравственного сознания, самосознания, чувство взрослости, стремление к самостоятельности в своей деятельности. Стремясь глубже разобраться в окружающей действительности, старшеклассники на многие вопросы бытия ищут ответ в культуре и искусстве, пытаясь через их образы осмыслить реальность. Тематика и формы работы музея с данной возрастной категорией учащихся становятся более разнообразными. Кроме экскурсий им могут быть предложены циклы монографического характера под общим тематическим названием «Беседы о художниках или писателях». Наряду с дидактическими играми и упражнениями в методике экскурсионной работы музея со старшеклассниками широко применяются диалог, беседа, дискуссия как формы, наиболее отвечающие психологическим особенностям этого возраста. Что касается экскурсий, ориентированных на юношескую аудиторию, то в них должны учитывается три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие интеллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы) и аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворческого отношения к памятнику). Их соотношение меняется в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей группы [10, с. 213].
Рассматривая работу со старшеклассниками в музеях разного профиля как педагогический процесс, следует помнить о том, что в «личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые» [5, с. 57].
При проведении экскурсий для юношеской аудитории учитывается уровень её интеллектуальной и художественной подготовки, создается атмосфера совместной творческой работы, которая требует и взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяется и углубляется круг знаний и эстетических представлений. Экскурсионные занятия дают учащимся возможность соприкоснуться с подлинником; освоить приемы художественного анализа на примере конкретных памятников; понять художественно-образную идею создания экспозиции или систему произведения изобразительного искусства.
При проведении занятий в музее, учитываются такие психологические черты старшеклассников как: способность, характер, темперамент, а так же их природные качества: память, наблюдательность, воображение и сообразительность. На экскурсии процесс познания происходит по схеме: наглядность – восприятие (ощущение, представление) – формирование понятий на основе получения учащимися представлений.
Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность учащегося. Объектами познания служат предметы внешнего мира, памятники истории и культуры, природы. Исторические места и др.
Процесс познания начинается с возникновения контакта органов чувств учащегося с объектом. Восприятие наблюдаемых объектов происходит на основе зрительных и слуховых ощущении. С их помощью формируются представления. Процесс познания продолжается в абстрактном мышлении экскурсантов и они приходят к выводам. Экскурсия как процесс познания состоит из двух частей: чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление). Эти части являются основой экскурсии.
Развитие речи младших школьников как психолого-педагогическая проблема
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Н ...
Развитие образования и педагогической мысли в эпоху
Возрождения
В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась нова ...
Возможные психологические трудности
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Разделим эти трудности на несколько групп, в зависимости от того, с чем они связаны, кратко их охарактеризуем и наметим основные пути предупреждения. Когнитивные трудности. Это т ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.