Информация о педагогике » Применение личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка » Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе

Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе

Страница 15

В курсе русского языка есть понятия и слова, которые тоже нужно «проветривать», повторять. С этой целью я провожу игру «Любопытный Буратино». В ней участвует весь класс. Ведущими в этой игре назначаются учащиеся по очереди.

Ведущий игры накануне дома самостоятельно составляет три-четыре вопроса, которые требуют кратких ответов (например, что такое стиль речи? слова, противоположные по смыслу – это….? В Москву – назвать непостоянные признаки и т.д.). Вопросы разрешается задавать по всем изученным разделам, причем сами учащиеся служат чутким барометром, определяющим, что уже подзабыто, что пришло время повторять.

Если раньше я просила ребят на уроке придумать и задать вопрос, то сейчас вопросы придумываются дома. Они получаются интересными, продуманными, иногда оригинальными. Дополнительно ставлю оценку за оригинальность вопроса.

В процессе игры учащиеся демонстрируют умение сформулировать вопрос, внимательно выслушать ответ и проанализировать его. Ценность созданной речевой ситуации и в том, что, дети, вступая в диалог, одновременно обучаются культуре общения.

Начиная с 5 класса я веду с ребятами словари словарных и трудных слов

и тетради-справочники. Заполняются такие словари на уроках под руководством учителя по мере изучения школьных тем.

В словарики записываются слова с трудным написанием и произношением. Сначала слово показывается учителем, четко проговаривается. Затем ученики находят его в орфографическом словаре, обязательно проговаривают по слогам, записывают. Учащимися или учителем дается толкование слова, обозначаются орфограммы. В возможных случаях дается этимология слова.

Постепенно ученики учатся самостоятельно работать со словариками, развивают умение работать с толковым, этимологическим словарями и словарем синонимов.

Словарик помогает ребятам быстро подобрать примеры, иллюстрирующие то или иное теоретическое положение. С данными словами учащиеся составляют словосочетания, предложения, тексты. Словарик помогает учителю в решении одной из труднейших задач – научить школьников серьезно относиться к своей речи, вырабатывать у них привычку отбирать слова, наиболее точно отражающие смысл высказывания.

Очень нужными считаю упражнения, проводимые с помощью словарика:

А) Замените искаженное слово правильным его вариантом.

Перед нами проходят творители настоящей жизни.

Когда Жухрай уже прошел, Павел ударил конвойца.

Б) Отредактируйте предложения.

Ребята стали делать костры на берегу реки.

Таков Фамусов, который действует по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».

Тетрадь-справочник включает в себя опорные конспекты, схемы, таблицы по различным разделам программы.

На уроках-зачетах по различным темам я стараюсь, чтобы оценка ученика была информативной. Для этого я использую ЛИСТЫ учета знаний по теме, по которому в конце урока видно, из чего сложилась оценка, полученная учеником.

Причем такие листки лежат на парте перед каждым учеником, и есть общий сводный лист учета знаний. После урока этот лист вывешивается в классе, и ученики видят результаты своего труда и труда своих коллег по классу.

Оценка за выполненные задания.

№ п.п.

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

Общая оценка

1.

2.и т.д.

Урок, посвященный изучению алфавита, графики, можно сделать

увлекательным и интересным, если рассказать об истории русского алфавита.

Учащиеся надолго запоминают рассказ учителя, который ведет в самую глубь веков: к финикийскому письму, в Древнюю Грецию (можно даже взять дописьменный период: наскальные рисунки, пиктографию и т.д.). Для ребят становится яснее связь времен, когда перед ними появляются забытые буквы финикийского, греческого, византийского письма… наконец, появляется и таблица, где представлена кириллица в параллель с греческим алфавитом – и каждая буква имеет свое имя. Как легко тогда ребята находят синонимы: алфавит и азбука! Как прочно свяжутся в их сознании культура древнего греческого письма и современный русский алфавит!

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Новые статьи:

Сравнительный анализ программ по теме исследований
На современном этапе существует масса различных программ развития, воспитания и обучения ребенка – дошкольника. Многие из них уделяют особое внимание изобразительной деятельности, в том числе и обучению детей рисованию пейзажа. Для того чтобы понять, какое место уделяется обучению детей дошкольного ...

Пенитенциарная педагогика
Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний. Объектом пенитенциарной педагогика является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и осо ...

Предмет морфологии и ее место в грамматике
Морфология (от греч. µορφη "форма" и λογοσ "учение", буквально "учение о форме") - это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств. В задачи морфологии входит изучение основных понятий г ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru