Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Часто использую разноуровневые задания. После урока по повторению деепричастия даю задания:
Упражнение 262 выполняют те, кому надо потренироваться в подборе синонимичных конструкций к предложениям с деепричастиями.
Кто хорошо усвоил программный материал, пишет творческую работу на тему « Что было бы, если бы деепричастия исчезли из языка?»
Личностно – ориентированный урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и учителю. Стараюсь своей работой настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего мудреца, недосягаемого для них, а как старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины.
В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся: уроки – путешествия, уроки – семинары, уроки – практикумы, уроки - зачёты, смотры знаний. Главное содержание мотивации в школьном возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком. На таких уроках самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Урок должен быть напряжённым, трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты.
Основной составляющей урока является мыслительная деятельность, которую организовать труднее, чем просто сообщить новые знания.
Приведу пример урока, где, по моему мнению, выдержаны все основные требования к проведению урока с элементами ЛОО.
Тема урока: «Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе»
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Место в системе уроков: третий урок по теме: «Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе».
Цели урока:
Образовательная
1.Обобщить и углубить знания по теме « Имя прилагательное».
2.Закрепить знания по теме « Имя прилагательное».
3. Продолжать учить формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности;
4.Научиться использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации
Развивающая
1. Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к русскому языку на основе:
- соединение теоретического материала с пониманием его практического применения;
- установление связи изучаемого с жизнью;
- создания нестандартной ситуации при закреплении и отработке ранее изученного материала;
- создания ситуации успеха;
- работы в зоне ближайшего развития.
- использования художественной литературы, произведений искусства, установления межпредметных связей (ИЗО, музыка, литература).
2. Формирование умственных, учебных действий.
а) анализа и синтеза:
- через фронтальную работу (анализ текста, правописания слов);
- через выделение характерных особенностей имени прилагательного как части речи.
б) сравнения:
- при сравнении выразительности образов (работа с иллюстрациями):
- через сравнение текстов (с прилагательными и без них);
- через сравнение условий выбора гласных О и Е после шипящих и ц в окончаниях
прилагательных;
- через сравнение условий выбора безударных гласных в окончаниях имён
прилагательных;
в) абстрагирования:
- при слушании текста с опорой на иллюстрации;
- при выполнении графического задания.
г) обобщения и систематизации:
- через обобщение признаков имени прилагательного как части речи;
- через нестандартную ситуацию;
- через монологическую речь по изучаемой теме;
- через умение делать выводы;
3. Развитие действий контроля и самоконтроля.
а) пошаговый контроль
- при формировании навыков применения знаний на аналитическом уровне;
б) итоговый контроль:
- при закреплении изученного материала по теме.
4. Развития сенсорной сферы:
а) восприятия: слухового и зрительного;
б) памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной;
в) внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного;
г) воображения: воссоздающего, творческого.
5. Развития речи:
- развития речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться);
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- расширение кругозора учащихся;
Воспитательная
1. Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности,
аккуратности, добросовестности, ответственности.
Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
3. Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.
Принципы личностно – ориентированного профессионального обучения
В современной педагогике большинство исследователей выделяют две парадигмы образования: когнитивную и личностную. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения – ...
Исследование диагностических методик развития речи слабослышащих детей 3-4
лет
Развитие речи у детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте и позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Одними из наиболее значимых при исследовании развития речи слабослышащих детей яв ...
Система работы школы и единый государственный экзамен
Школьное математическое образование должно быть направлено в первую очередь на развитие умственных способностей школьников. Математика призвана учить школьников умению рассуждать и доказывать, приводить примеры и контрпримеры, индукции и дедукции, обобщению и конкретизации и т.д. – всему тому, без ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.