Нельзя забыть и древнерусские тексты, где орнамент украшает заглавные буквы. Сколько здесь выдумки и фантазии!
Такое решение урока расширит кругозор учеников. Выведет их за рамки урока русского языка, свяжет изучаемый материал с историей и культурой.
В качестве домашнего задания можно предложить ученикам самим попытаться создать стилизованную под древнерусское письмо заглавную букву – любую букву современного алфавита.
Для повторения изученного материала и закрепления навыков
правописания я использую принцип игры в лото.
Карточка лото изготовляется из листа плотной бумаги размером 20*15. Лист расчерчивается на 20 клеток: 10 – с левой стороны и 10 – с правой. 10 клеток левого столбика заполняются десятью словами на одно правило (например, «Правописание безударных гласных в корне слова»); слова записываются с пропуском букв. Во второй столбик записываются слова на другое правило («Проверяемые и непроизносимые согласные в корне»). Карточка готова.
Затем аналогичным образом расчерчивается вторая такая же карточка, но в ее клеточки записываются проверочные слова (без пропусков букв). Эта карточка разрезается на 20 маленьких, каждая из которых содержит одно проверочное слово. В процессе игры правильно подобранной карточкой можно закрыть соответствующую клеточку большой карточки. Это комплект для работы по орфографии.
Для работы по пунктуации обратную сторону целой большой карточки делим на шесть клеток, в каждую из которых записывается одно предложение без знаков препинания. Готовим и шесть маленьких карточек , на которых дается характеристика предложения: 1) предложение с однородными членами, соединенными союзом И; 2) сложносочиненное предложение с союзом И; 3) предложение с обощающим словом при однородных членах; 4) предложение с прямой речью; 5) предложение с обращением; 6) сложноподчиненное предложение (термины «сложносочиненное» и «сложноподчиненное» предложение ввожу уже с 5 класса, реализуя принцип пропедевтики).
Начинаю урок с разминки. Ученики получают карточки лото. Сначала они работают с орфографической карточкой – подбирают проверочные слова (работают быстро, на время). После того как для каждого слова найдено проверочное, проверочные слова убираются и ученики записывают слова со своей карточки в тетрадь, обозначая орфограмму. При этом каждый работает в своем темпе, на начальном этапе слабые ученики успевают записать только половину слов – это не страшно, зато ошибок в словах меньше.
Потом работаем с оборотной стороной карточки – синтаксической, пунктуационной. Ученики записывают в тетрадь одно или несколько предложений, расставляя знаки препинания.
Карточка лото у каждого своя, всего их 14 комплектов.
Ребятам эта работа нравится.
Для закрепления умений и навыков орфографии использую еще одну игру
«Домино». Игра состоит из 30 карточек размером 12 * 4,5 см; на каждой из них написано два слова с проверяемыми безударными гласными.
Всего на 30 карточках 60 слов с безударными О, А, Е, И, Я. Безударные гласные в словах пропущены. В середине каждой карточки стоят цифры от 1 до 10.
Слово |
Цифра |
слово |
слово |
Цифра |
Слово |
М скарад |
1 |
Запл мбировать |
Ж лище |
6 |
Од ночество |
Забр ковать |
2 |
Уд брение |
Дв жение |
7 |
Уд вление |
Д лина |
3 |
Ок паться |
Под рить |
8 |
Проб ваться |
Укр тить |
4 |
Л нивый |
Зн чок |
9 |
Напр мик |
Нак вальня |
5 |
Возобн вить |
Пол вать |
10 |
Выпр мить |
Поч нить |
6 |
Обв зать |
Пов р |
1 |
Б лила |
Заг рдиться |
7 |
Просв щение |
Спл сать |
2 |
Разгл деть |
Ор шение |
8 |
Л рический |
Нас ление |
3 |
П тнистый |
Угр жать |
9 |
П тачок |
Препод ватель |
4 |
Нар жаться |
Уг щение |
10 |
За вление |
Разъ ренный |
5 |
См гчить |
Г ниальный |
1 |
Сн жинка |
Зап х |
6 |
Осв житься |
Л сничий |
2 |
Л пить |
Нагр ждение |
7 |
Зак ленный |
Приз мление |
3 |
Т гач |
Исп рение |
8 |
Обв нение |
П ченье |
4 |
Прибл жение |
Заб вляться |
9 |
Поздр вление |
Пот пление |
5 |
Св сток |
Л нейка |
10 |
Тр пинка |
Две стадии развития мышления: донаучная и научная
Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности. Оно обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Мы часто этого не замечаем, но на самом деле, говоря «курица», «чашка», «дерево»», «стол», имее ...
Методические основы развития речевой деятельности младших школьников
Речь – один из видов общения, который необходим людям в их современной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь – результат согласованных действий многих областей головного мозга: механизмов, восприни ...
Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся
Формировать мышление лучше всего в ходе решения задач, когда учащийся сам наталкивается на проблемы и вопросы, формулирует их и находит ответы и решения, преодолевая возникающие трудности. Задача учителя — подготовить ученика к этому, научить его приемам умственной деятельности. Графический редакто ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.