Нельзя забыть и древнерусские тексты, где орнамент украшает заглавные буквы. Сколько здесь выдумки и фантазии!
Такое решение урока расширит кругозор учеников. Выведет их за рамки урока русского языка, свяжет изучаемый материал с историей и культурой.
В качестве домашнего задания можно предложить ученикам самим попытаться создать стилизованную под древнерусское письмо заглавную букву – любую букву современного алфавита.
Для повторения изученного материала и закрепления навыков
правописания я использую принцип игры в лото.
Карточка лото изготовляется из листа плотной бумаги размером 20*15. Лист расчерчивается на 20 клеток: 10 – с левой стороны и 10 – с правой. 10 клеток левого столбика заполняются десятью словами на одно правило (например, «Правописание безударных гласных в корне слова»); слова записываются с пропуском букв. Во второй столбик записываются слова на другое правило («Проверяемые и непроизносимые согласные в корне»). Карточка готова.
Затем аналогичным образом расчерчивается вторая такая же карточка, но в ее клеточки записываются проверочные слова (без пропусков букв). Эта карточка разрезается на 20 маленьких, каждая из которых содержит одно проверочное слово. В процессе игры правильно подобранной карточкой можно закрыть соответствующую клеточку большой карточки. Это комплект для работы по орфографии.
Для работы по пунктуации обратную сторону целой большой карточки делим на шесть клеток, в каждую из которых записывается одно предложение без знаков препинания. Готовим и шесть маленьких карточек , на которых дается характеристика предложения: 1) предложение с однородными членами, соединенными союзом И; 2) сложносочиненное предложение с союзом И; 3) предложение с обощающим словом при однородных членах; 4) предложение с прямой речью; 5) предложение с обращением; 6) сложноподчиненное предложение (термины «сложносочиненное» и «сложноподчиненное» предложение ввожу уже с 5 класса, реализуя принцип пропедевтики).
Начинаю урок с разминки. Ученики получают карточки лото. Сначала они работают с орфографической карточкой – подбирают проверочные слова (работают быстро, на время). После того как для каждого слова найдено проверочное, проверочные слова убираются и ученики записывают слова со своей карточки в тетрадь, обозначая орфограмму. При этом каждый работает в своем темпе, на начальном этапе слабые ученики успевают записать только половину слов – это не страшно, зато ошибок в словах меньше.
Потом работаем с оборотной стороной карточки – синтаксической, пунктуационной. Ученики записывают в тетрадь одно или несколько предложений, расставляя знаки препинания.
Карточка лото у каждого своя, всего их 14 комплектов.
Ребятам эта работа нравится.
Для закрепления умений и навыков орфографии использую еще одну игру
«Домино». Игра состоит из 30 карточек размером 12 * 4,5 см; на каждой из них написано два слова с проверяемыми безударными гласными.
Всего на 30 карточках 60 слов с безударными О, А, Е, И, Я. Безударные гласные в словах пропущены. В середине каждой карточки стоят цифры от 1 до 10.
Слово |
Цифра |
слово |
слово |
Цифра |
Слово |
М скарад |
1 |
Запл мбировать |
Ж лище |
6 |
Од ночество |
Забр ковать |
2 |
Уд брение |
Дв жение |
7 |
Уд вление |
Д лина |
3 |
Ок паться |
Под рить |
8 |
Проб ваться |
Укр тить |
4 |
Л нивый |
Зн чок |
9 |
Напр мик |
Нак вальня |
5 |
Возобн вить |
Пол вать |
10 |
Выпр мить |
Поч нить |
6 |
Обв зать |
Пов р |
1 |
Б лила |
Заг рдиться |
7 |
Просв щение |
Спл сать |
2 |
Разгл деть |
Ор шение |
8 |
Л рический |
Нас ление |
3 |
П тнистый |
Угр жать |
9 |
П тачок |
Препод ватель |
4 |
Нар жаться |
Уг щение |
10 |
За вление |
Разъ ренный |
5 |
См гчить |
Г ниальный |
1 |
Сн жинка |
Зап х |
6 |
Осв житься |
Л сничий |
2 |
Л пить |
Нагр ждение |
7 |
Зак ленный |
Приз мление |
3 |
Т гач |
Исп рение |
8 |
Обв нение |
П ченье |
4 |
Прибл жение |
Заб вляться |
9 |
Поздр вление |
Пот пление |
5 |
Св сток |
Л нейка |
10 |
Тр пинка |
Стадии технологии культурологической драматизации
Преемственный процесс культурологической драматизации в младшей, средней и высшей школах условно делится на три стадии: 1. Первая стадия (с 1 по 6 класс средней школы). Драматизационное погружение в этнос и фольклор. Начальный этап формирования и освоения полиязыкового культурно-образовательного пр ...
Основные принципы социальной педагогики
Слово «принцип» происходит от латинского слова principium, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой ...
Методика работы по развитию эстетического восприятия пейзажа
На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребенка представления, педагог заостряет его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в с ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.