Информация о педагогике » Применение личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка » Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе

Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе

Страница 20

Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:

а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);

в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;

д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;

ё) педагогическое сотрудничество;

ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

Область применения: 5–9 классы

Продуктивность:

Повышение качества знаний учащихся.

Успешность учебной деятельности.

Формирование личностного смысла ученика.

Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся, различный уровень развития и восприятия нового материала.

Внедрение: работа ведется в течение 3 лет во всех классах, где я работаю.

Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Результативность работы.

По такой системе работаю уже 3 года в 5 – 9 классах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Например, в моем 7 классе была «неговорящая» девочка, которая сейчас увереннее отвечает на уроках, повысила оценку по русскому языку на 1 балл (раньше она вообще не отвечала на уроках устного цикла). Слабые ученики с удовольствием выходят к доске, зная, что учитель им поможет, и они даже смогут заработать положительную оценку.

Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. К примеру, в прошлом 2008-2009 учебном году коэффициент успешности моей работы составлял 100%, коэффициент качества – 52%. По итогам I полугодия 2009-2010 учебного года коэффициент успешности составляет 100%, коэффициент качества – 57%.

Диаграмма коэффициента качества по годам.

2007-2008 2008-2009 2009-2010

Диаграмма коэффициента успешности по годам.

2007-2008 2008-2009 2009-2010

Личностно-ориентированный урок предъявляет серьёзные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего, мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы. Не считаю для себя зазорным сказать своему ученику: «Ты знаешь, твои доводы точнее и логичнее моих». Или: «К сожалению, я допустила ошибку, ты молодец, что обратил на неё внимание». Подобное поведение вовсе не умаляет достоинства учителя, а лишь способствует росту его авторитета у учащихся.

Личностно ориентированный подход осуществляю и во внеклассной работе по русскому языку и литературе. По особому плану занимаюсь индивидуальной работой со способными и одарёнными детьми. Провожу специальные занятия с теми, кто имеет склонности к выразительному чтению, систематически работаю с ребятами, желающими участвовать в олимпиадах.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru