В семейном воспитании имеются факторы, отрицательно воздействующие на формирование у детей нравственных качеств, почитаемых традициями, крайне осложняется возможность усвоения детьми нормальных половых взаимоотношений, которые являются частью нравственного воспитания.
Эротизация содержания телепередач, кинофильмов, которые широко доступны детям, создает большую опасность внесения детьми в игру элементов секса, опошляющих ее содержание и высокие цели. Оберегание чести женщины, формирование у нее чувства собственного достоинства в соответствии с кодексом «намус» начинается с детского возраста. Запрещение совместных мальчиков и девочек уже в конце раннего детства диктуется не обоснованными опасениями родителей.
В народной педагогике чистоте нравственных взаимоотношений между полами уделяется первостепенное значение.
Это требование должно учитываться родителями, воспитателями и всеми взрослыми. Но в первую очередь оно адресовано от кого зависит нравственный уровень передач радио и телевидения, содержание периодической печати и художественной литературы.
Порнография и пропаганда секса нередко маскируется высокими целями эстетического воспитания.
Социализация детей в игре — очень важный этап жизни человека. Народная педагогика из этого и исходит. Доказательств этому является роль взрослых, подлинных воспитателей, в разработке, совершенствовании и сохранении детских игр как средства воспитания.
Мальчики играли в такие игры как «Балканар» (кони), «XI » кьебар» (пальчики), «Туп-лаш» (лапта), «Эпенар» (ямочки), «лабарай» (на помощь), «Къачагъарал» (абреки), «Энзели» ярда), «Хан-чавуш» (хан и глашатай), «Маркунин клан» (основание скирды) и др.
Все эти игры подвижные, содержащие элементы соревнования, требующие физической силы, сноровки, быстрой реакции, хитрости, смелости, агрессивности.
Здесь на первом месте — формирование физически закаленном волевого, стойкого, целеустремленного и выносливого человека, каким надлежало быть горцу. Из нравственных качеств приоритет давался дружбе, взаимовыручке, подчинению своих интересов коллективным.
Эти качества были особенно ценимы в мужчине: жизнь предъявляла к нему большие требования. Семьянин-труженик без этих качеств немыслим, он не мог бы прокормить семью в суровых условиях горской жизни.
В играх «Хьар» (сельская пекарня), «Ченги-ченги», «Кдвали-кавалер» (домики) и других, в которые играли только девочки, формировались умения, связанные со специфическим женским бытовым трудом в семье, хозяйстве.
Прежние поколения жителей гор отличались ранним обретением нравственно-трудовой зрелости и самостоятельности, владением разносторонними хозяйственно-домоводческими умениями и навыками, в чем несомненно воздействие игры как педагогического фактора.
Для полноты представления о факторах, постоянно воздействовавших на формирование качеств семьянина у подрастающего поколения укажем на ряд черт традиционного семейного уклада горской семьи.
Большое внимание в дагестанской семье родители и все взрослые уделяют формированию у детей навыков соблюдения чистоты, личной гигиены, считая это одним из условий укрепления здоровья подрастающего поколения.
В горской традиции нельзя перешагнуть через грязь, кучу мусора во дворе, на улице. Ее надо убрать с глаз, очистить жилье. Детей учили соблюдать чистоту в общественных местах, особенно у родников, где брали воду для питья.
В каждой семье, как бы бедна она ни была, имелись различной величины тазы для мытья ног (лиген), обливания тела (тиян), медные кувшины того же назначения — афтафа, чимин. С малых лет детей учили пользоваться этими гигиеническими принадлежностями, этому дети учились на примере родителей, аккуратно, соблюдающих личную гигиену (у верующих родителей этому очень способствовал ежедневный пятикратный намаз). После возвращения с работы на поле, сенокосе, в лесу, когда отец моет ноги, руки, он привлекал к помощи детей: они поливают ему на руки из кувшинчика, подают мыло, полотенце и т. д.
Во многих аулах недалеко от родников в прошлом строили и холодные бани — къулла, где купались мужчины, юноши, подростки. Молодежь обычно пользовалась такой баней независимо от времени года и погоды.
Крепкое здоровье многих горцев — это не дар божий от рождения, а результат заботливого отношения к сохранению и развитию своего здоровья, которое во многом способствует эта черта уклада жизни старого дагестанского аула.
К систематическому труду по поддержанию чистоты и порядка в доме, во дворе детей привлекали с 4—5-летнего возраста. Несмотря на небогатое убранство, дом всегда стремились содержанию в чистоте, интерьеру придается опрятный и привлекательный вид, вещи имеют свое постоянное место, удобное для пользования и раньше, когда в доме не было соответствующей мебели, настенные ниши, подставки для различной посуды способствовали к соблюдению порядка в доме. В настоящее время фабричного изготовления мебель намного лучше способствует этой цели. Уборка комнат и двора проводится с раннего утра, детей учат вставать рано. Двор предварительно поливают водой, подметают березовым веником, (верхи кул). Дети участвуют в уборке, им приносит радость то, что их трудом дом, двор приведены в опрятный вид.
Особенности подготовки переводчиков
в России
Незаметно для российского переводческого сообщества все мы оказались лицом к лицу перед новыми задачами и требованиями. Молодое государство - Российская Федерация - принципиально по-новому строит свои отношения с остальным миром. Радикальным образом увеличилось число сфер взаимных интересов России ...
Содержание самостоятельной работы переводчика
Для достижения поставленных коммуникативных целей, осуществления эффективной коммуникации представителей разных культур необходимы специфические знания, навыки и умения, составляющие его базовые компетенции. Развитие этих компетенций во многом определяется личной активностью и самостоятельностью уч ...
Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.