В многодетной семье, какой по преимуществу и является дагестанская семья, дети живут в общей комнате (цаун кавал — «комната огня»), которая раньше была единственно отапливаемой горским очагом комнатой, в доме. В доме обычно имела комната-кладовая семейных припасов (къени кавал —букв. «комната добра») и кунацкая (тавхана).
Детей опять-таки на примере старших учат соблюдению умеренности в еде. При этом приводят пословицы народа: «Жува агъуз - авай руфуииз требет це» (лезг.—«Обуздай живот, который ниже тебя находится»).
Пища горцев содержит достаточное количество витаминов, у них множество простых в приготовлении, но питательных блюд. Только молочных продуктов имеется более 10—15 названий. Мясо сушат, впрок заготавливаются многие продукты. В пищу употрёбляются различные съедобные травы в свежем и сушеном виде (крапива, черемша, горный луж, тмин, чабрец, душица, мята, щавель и др.). Употребляются и лесные плоды (кизил, мушму, дикие груши, яблоки, алыча, терн и др.), из них изготавливали варенье, пастила. Детей учат узнавать и находить в горах, лесах, поле лекарственные травы, коренья, ягоды, которыми лечатся разных болезней методом народной медицины. К хлебу относят как к святыне: его (чурек) нельзя резать ножом, ни одна крот пропадает за обедом большой семьи. Брошенный под ноги самый маленький кусок хлеба — явление не типичное для горской семьи и общества. Хлебом как святыней клялись в самых серьезных ситуациях — Берекат (фу) къалум хьурай хьи! — Да буду я хлебом наказан!
Обязательным требованием к родителям, старшим является формирование у детей бережного, чуткого обращения с природой, растениями, животным миром. Старшее поколение, в первую очередь бабушка, дедушка, учат детей любить птиц, зверей, насекомых; не трогать их, детенышей их, не разорять гнезд, при этом приводят такой сильно действующий довод: ни одно злое дело без наказания, кары божьей не останется.
В более старшем возрасте, когда дети сознают все хорошее и плохое, к ним выдвигается требование уважать общество, его адаты. За рубку дерева, даже молодого саженца, родители провинившегося ребенка раньше платили джамаату штраф — начиная от овцы кончая быком. А рубка орехового дерева наказывалась штрафом в тройном размере. Перед глазами детей было множество положительных примеров взрослых, оберегающих, украшающих природу: создающих террасы на крутых склонах, использующих самые маленькие участки по берегам рек и речек, окультуривающие в лесу дикие деревья.
Отец и мать, реализуя усвоенные ими педагогические истины народа, своих детей воспитывают таким образом, чтобы в будущем, став семейными людьми, они в первую очередь надеялись на «свои и руки и голову», т. е. сами удовлетворяли свои материальные потребности, укрепляя добрые отношения с людьми, завоевывали их признание и уважение трудом, добрыми делами на пользу джамаата.
Чем раньше ребенок научится быть самостоятельным, тем легче будет ему в жизни, считает народ. В горской семье нет места мелочной опеке над детьми. Даже самым маленьким детям старшие внушают: «Ты не маленький. Подумай и сделай. У тебя обязательно получится».
Детей учат тому, что любое дело нужно сделать старательно, вкладывая в него душу. Человек должен получить удовлетворение от результатов труда своих рук. Эту заповедь родители раскрывают детям в делах, совместном с детьми труде.
Уважаемый педагог из с. Архит Хивского района М.Э. Эмираев рассказывал: «Мой отец был сельским кузнецом. Всю жизнь он трудился в кузнице с рассвета до появления на небе звезд. Мы, сыновья, всегда были рядом с отцом, помогая ему, восхищенно наблюдая за ним, усваивая навыки кузнечного дела. Изготовляя что-либо нужное в хозяйстве — лемех, серп или косу, отец очень тщательно выполняя и придирчиво оценивая изделия своих рук, стремился не оставлять ни одного видимого его глазу изъяна. Он любил повторять нам: «Творение твоих рук, прежде всего, должно понравиться тебе самому. Иначе нельзя его пустить в мир».
В суровых природно-климатических условиях, малоземелья, мало пригодности имевшихся земель для возделывания горцы научились ценить землю и трудиться на ней. В горах существует кий культ земли, отношение к ней, как к святыне. Свидетельством этому является и то, что у горцев принято давать название каждой речке и ручейку, холмику и овражку, пещере и скале и роднику, лугу и вершине, даже одиноко стоящему дереву.
Названия гор, скал, урочищ, речек нередко имеют педагогический, воспитывающий смысл. Они учат любви к родине, верно клятве, уважению и соблюдению принятых в обществе традиции моральных норм.
Так, например, в окрестностях с. Курах возвышаются скалы под названием «Семь братьев и сестра» и «Каменная невеста», названия которых имеют воспитательную ориентацию.
Название первой скалы связано с подвигом семи братьев и сестры, геройски погибших в сражении с монгольскими захватчиками.
Братья, окруженные множеством врагов, решили сражаться конца. Чтобы не допустить издевательства над сестрой со стороны врага, они сбросили ее со скалы и вслед за нею бросились в пасть и сами, предпочтя смерть позору плена.
Специфика профессиональной деятельности артиста балета
Для определения специфики профессиональной деятельности артиста балета проясним ключевые понятия и, в первую очередь – понятие «балет». Ванслов В.В. определяет балет как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» [8, C.8]. Хореографический обр ...
Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Это результирующий (но не завершающий) этап исследования, когда делается то, ради чего задумывалось, организовывалось и проводилось исследование, происходит синтезирование всей информации, обобщение итогов всех видов ее анализа. Выводы исследователей призваны: * доказать истинность или ложность раб ...
Развитие внимания у старших школьников
На основании результатов исследования нами была составлена и реализована система занятий по развитию внимания в процессе изучения темы графический редактор. Способность организовать внимание – это главное условие деятельности старшеклассников, поэтому основное содержание программы нацелено на разви ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.