Метод нравственного воспитания в народных традициях

Страница 3

Сила материнского проклятья так велика, говорится в другом предании, что непослушную дочь, решившую выйти замуж за врага, вместе со свадебной свитой оно превратило в камень.

В народной педагогике, как и в самой жизни, воспитание это целостный процесс, все стороны которого тесно связаны мед собой.

Одним из главных нравственных качеств человека и критерием человечности в народной педагогике является трудолюбие, умение и желание добросовестно и творчески трудиться. Поэтому нравственное и трудовое воспитание выступает как единый стержень формирования личности, лежащий и в основе готовности ее к семейной жизни.

Анализ воспитательных средств, факторов, условий и возможностей дагестанского общества свидетельствует о том, что отсутствие в нем светской школы как института общественного воспитания совершенно не означает, что подрастающее поколение гор формировалось только под воздействием семьи.

В дагестанском обществе народный педагогический опыт привел к образованию специфических институтов общественного воспитания подрастающего поколения, которые отличаются эффективностью своего воздействия на детей, подростков, молодежи. Эффективность воспитательного процесса, на наш взгляд, объясним тем, что в семейном воспитании авторитет общественного мнения в прошлом был очень высок. Это обеспечивало единство воспитательного воздействия семьи и джамаата на подрастающее поколение. Главное внимание, как в семейном, так и общественном воспитании осуществляется практической стороне подготовки детей, подростков юношей, девушек к труду, к жизни в целом, т. е. в семье и среди джамаата.

Старинная лезгинская пословица гласит: «Рост аула — люди, сила аула — единство».

Труд в народной педагогике — средство формирования нравственных качеств личности. В народной педагогике характерна мысль о том, что человеку должно быть стыдно жить без дела.

Эта мысль отражена и в произведениях дагестанского фольклора, которые выступают как важнейшие средства воспитания детей, юношества.

В лезгинской сказке «Мелик-Мамед» герой ее, мальчик десятилетнего возраста опрашивает у матери: «Милая матушка, кем был мой отец? Стыдно мне жить без дела. Я хочу перенять его ремесло».

Тружеником человек в горской сказке остается до глубокой старости. «Жил-был на этом свете старик. Он работал, ел свой хлеб, запивал водой и дожил до ста лет», — рассказывается в татской сказке. Труд — мерило нравственности, признак подлинной человечности. Труженик в то же время — прекрасный семьянин, заботливый отец и дед. В аварской сказке «Хитрец и царская загадка» простой труженик, горец-пастух оказывается умнее и смекалистее турецкого султана и русского царя.

Возвеличивание труженика характерно не только устному творчеству народа, но и традициям, традиционным благопожеланиям, отношениям людей в горской среде.

У лезгин, табасаранцев, агулов и других южно-дагестанских народов существует поверье, в соответствии с которым поздравление доброго труженика с началом работы (закладка фундамента дома, сев, сбор урожая, первые узлы ковра и др.) люди считают хорошим предзнаменованием.

Бывает и так, что специально подбирают известного мастера своего дела, доброго нравом человека, чтобы он как бы случайно оказался там, где начинают работу, и поздравил с началом ее и пожелал людям успеха, изобилия и др. Этим поднимается престиж труженика и доброго семьянина в глазах детей.

Рассматривая традиции дагестанских народов, мы исходим из того, что семейный и общественный быт, уклад и традиции каждого из них обладают своими специфическими чертами. Однако эту специфичность не следует переоценивать, так как и в традициях, и в семейном укладе, и в быту, и в нравах всех дагестанских народов много общего в главном — идеях, содержании, критериях, оценках.

Это, совершенно естественно при общности их исторического пути, природно-географических, хозяйственно-экономических условий и культурно-духовного развития.

Идеал совершенного человека в народной педагогике Дагестана складывается из их представлений о важных качествах и чертах человека как труженика, семьянина и защитника Родины, т.к. труд для семьи и общества, воспитание детей и защита родной земли — это властно диктуемые жизнью потребности, с реализацией которых связано само существование народа, этноса.

«Представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировать под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит отражение в национальном идеале человеческих совершенств», — пишет акад. Г.Н. Волков.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Развитие методики преподавания в начальной школе
Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в ос­новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтик ...

Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека
Под самосознанием принято понимать осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразны ...

Драматизация на уроках литературного чтения как фактор развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников
В данной главе нам предстоит дать характеристику программе опытного обучения, в качестве которой выбрана программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Объект характеристики – книги для чтения «В океане света» (1 и 2 часть) для 4 класса. Целью программы является не только совершенствовать навыки чтения и а ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru