Причиной землетрясений в России, как и в других странах, является активность тектонических плит. Чаще всего землетрясения происходят на Кавказе, в Камчатском крае, на Алтае, в последнее время участились толчки в Туве. Это обусловлено тем, что три плиты: Аравийская, Евразийская, Тихоокеанская контактируют между собой. Так, на Кавказе Аравийския плита при движении на север сталкивается с Евразийской. Тихоокеанская, в свою очередь, воздействует на Евразийскую плиту с другой стороны. Таким образом, получается, что на стыке данных плит и происходят самые разрушительные землетрясения. На Камчатке так же большую роль играет активность вулканов, правда, их активность влияет на сейсмическое состояние довольно незначительно. Толчки, как правило, происходят в непосредственной близости с вулканом или же на нем. Наиболее разрушительны землетрясения в Камчатском крае. Это обусловлено тем, что последствием активности литосферы тут могут являться не только разрушения непосредственно от толчков, но и от наводнений, вызванных этими толчками. Однако, с момента, когда стало верно говорить о независимости России как территории и государства, то есть с 1991 года, ситуация поменялась. В конце XX – начале XXI веков опасные сейсмически-неустойчивые районы страны были освоены человеком значительно масштабнее, нежели это было в начале двадцатого века. Значит, в зонах вероятного возникновения мощных подземных толчков сконцентрировано всё большее количество населённых пунктов с высоким уровнем населения и всё больше хозяйственных, инженерных, транспортных объектов, которые подвергаются опасности быть разрушенными в процессе сдвигов земной коры [6,23].
Самое разрушительное и страшное землетрясение когда-либо происходившее на территории Российской Федерации произошло 28 мая 1995 года на Сахалине в небольшом городке Нефтегорске. Землетрясение силой в 7,2 балла по шкале Рихтера разрушило все дома блочного типа, не оставив населению крыши над головой [6,49]. Эпицентр катастрофы был всего в двадцати километрах от населенного пункта. Жертвами стихии стали 2040 человек. До катастрофы население города составляло чуть более трех тысяч человек, так что это землетрясение унесло с собой две трети жителей города. Дома, которые возводили ещё в 60-х годах не были рассчитаны на такие сейсмо-нагрузки, это и привело к фатальным последствиям. Нефтегорск был и разрушен, и опустошен.
С 1995 года на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций – землетрясения такого уровня по масштабам разрушений и числу пострадавших не зарегистрировано. Однако, ряд менее крупных, но от того не менее страшных землетрясений было зафиксировано:
2003 год и землетрясение на Горном Алтае принесло с собой много разрушений. Так, в 2003 году крупное землетрясение с довольно серьёзными разрушениями произошло на Горном Алтае;
2006 год, Камчатский край произошла цепочка землетрясений, пострадавших – сорок человек.
2008 год Чечня, землетрясение силой в 6 баллов по шкале Рихтера унесло с собой жизни 13 человек, более ста человек пострадали, оставшись без крова на головой.
2008 год, Байкал, дно озера сотрясалось несколько раз подряд, толчки силой в 7–8 баллов – первая волна, 5 и 3 балла далее. К счастью обошлось без жертв, хотя и отголоски землетрясения чувствовались в Восточной Сибири. Был нанесен существенный ущерб инфраструктуре, частично повредлены дороги и элементы коммуникаций.
Для сравнения: с начала 2012 года на территории России произошло землетрясений значительно больше, чем за 9 месяцев 2011 года. Службы МЧС отметили сейсмическую активность, фиксируя 424 события. Опасными и незащищенными районами так и остаются Сахалин и Камчатский край. Землетрясения могут нести в себе вторичную опасность, так ожидаются цунами в районе Курильских островов [6,43].
Разработка и реализация комплекса уроков по формированию
познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках
русского языка
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 «А» экспериментального класса на русского языка. Целью формирующего эксперимента стало формирование коммуникативных универсальных учебных де ...
Проблема подготовки детей к обучению математике в
школе
Далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний или близких к ним. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлен ...
Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в
начальной школе и современные требования к проведению этих уроков
Учебно-воспитательный процесс — это целостная систем организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного естественнонаучного образования, исходя из принципа целостности обучения и воспитания, обеспечивает: - усвоение основного учебного материала; - углубление и развитие знан ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.