Очень мне нравится сочетание разного уровня подхода к обучению учащихся предложенная система обучения Шаталиным. Хотя эта система разработана для математики, некоторые ее элементы хорошо сочетаются в преподавании русского языка.
Это блочная система выполнения заданий с нарастанием степени трудности. Причем для разного уровня учащихся, индивидуальные консультации учителя, формы само- и взаимоконтроля. Сильные ученики выступают в роли «учителей» и консультантов. А слабые в роли обучаемых и консультируемых. Причем роли могут меняться в зависимости от усвоения учащимися учебного материала.
Ребята с удовольствием рассказывают друг другу правила, задают вопросы. оценивают ответы, спорят по поводу оценок. Доказывают свою точку зрения. Изучают дополнительный к уроку материал.
Очень важно. Что домашнее задание дается тоже блоками, сразу на весь раздел изучения. Кто-то с ними справляется раньше, кому-то нужно определенное время.
Нравится детям работать в группах и в парах. Это позволяет сильным ученикам помогать слабым. В полной мере реализовать свои знания, а слабым – подтянуться. Поучаствовать в работе, почувствовать свою нужность и уверенность.
Немаловажную роль в формировании у учащихся интереса к урокам является использование учителем на уроке иллюстративного и наглядного материала в любом виде: ЦОР, компьютерные презентации (к составлению презентаций привлекаю учеников), таблицы-плакаты, мини-транспаранты со словарными словами, картины, сигнальные карточки (цветовые и буквенные), перфокарты,
Учащиеся любят сами составлять различные графики на цифровых диктантах, схем. Диаграмм.на определенную орфограмму. Схемы предложений на слух. Конструирование предложений. Живость и заинтересованность ребят вызывает проведение фронтальных опросов с использованием жетонов, блиц-опросов, особенно с применением накопительных карточек в течение нескольких уроков.
Особый интерес и , я думаю, приглашение к размышлению представляют собой такие формы. Как экскурсы в этимологию слова, объяснение фонетических процессов с точки зрения древнерусского языка (чередование согласных, редуцированные гласные и др.). связь учебного материала с историей и современностью родного края. Обращение к различным словарям.
Пожалуй, на мой взгляд, утомительная и трудоемкая работа – это отработка материала. Но и сюда можно внести элементы занимательности. Например, вызвать к доске 2 человека и устроить между ними соревнование на одном и том же материале. Кстати. у меня ребята очень любят работать у доски.
Особое внимание я обратила бы еще и на эмоциональную подачу материала учителем.
Она должна быть доступная каждому возрастному этапу, яркой, выразительной. образной.
В рассказы и беседы на различные языковые темы можно включать цитаты из произведений крупных отечественных лингвистов (у меня в кабинете висят портреты самых известных языковедов и я часто ребят с ними знакомлю), общественных деятелей, писателей, критиков, журналистов. Обычно это яркие, афористичные высказывания. Суждения эти весьма авторитетны и придадут вес и поучительность речи учителя. К отдельным темам или разделам я беру занимательные задания. вопросы для любознательных. Это время на уроке у нас называется «Полминутки для шутки».
Нельзя обойти вопрос и об использовании в работе такой интересной формы как кроссворд. Изучение любой науки – это тяжелый труд, требующий усердия, внимания, силы воли, усидчивости. Все эти качества хорошо развиваются в работе учащихся по разгадыванию кроссвордов. Их решение заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находится легко, благодаря своим знаниям, то ученик горд своими достижениями. Если поиск труден и долог, то приходится пользоваться различными информативными источниками, а найденный результат надолго остается в памяти.
Кроссворды по русскому языку помогают в увлекательной форме закреплять полученные знания. Заставляют задуматься над особенностями тех слов, которые встречаются каждый день. Эти задания могут быть использованы в качестве закрепительных или обобщающих упражнений. А также как домашние задания, выполняя которые школьники могут самостоятельно проверить, насколько хорошо ими усвоена та или иная тема.
В качестве дополнительного материала на уроках можно использовать шарады, ребусы, анаграммы, чайнворды, занимательные лингвистические задачи, артикуляционную гимнастику, веселые стихи, загадки, пословицы, скороговорки и т.д
В заключение хотелось бы поделиться некоторыми нехитрыми приемами, которые я бы объединила под рубрику «А я делаю так…»
Игра «Любопытный Буратино».
Нынешним пятиклассникам знакома сказочная повесть Д.Даррела «Говорящий сверток». Один из ее главных героев Попугай является хранителем слов. Он говорит так: «если за ними (словами) не присматривать, если не давать им упражняться, они зачахнут и исчезнут…».
Особенности подготовки переводчиков
в России
Незаметно для российского переводческого сообщества все мы оказались лицом к лицу перед новыми задачами и требованиями. Молодое государство - Российская Федерация - принципиально по-новому строит свои отношения с остальным миром. Радикальным образом увеличилось число сфер взаимных интересов России ...
Противоречия в тенденциях развития современного образования
Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество на своём нынешнем этапе развития предъявляет новые требования к участникам образовательного процесса. Однако, девиз: «Образованный – значит успешный», не совсем верен в наше время, потому как, знания которые ребёнок получает в шко ...
Опыт работы педагогов по применению в работе компетенций
Рассмотрим в данной главе как педагоги применяют анализируемые в данной курсовой работе компетенции в своей профессиональной деятельности. Компетенция ОК-4: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.