Информация о педагогике » Применение личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка » Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе

Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе

Страница 14

Очень мне нравится сочетание разного уровня подхода к обучению учащихся предложенная система обучения Шаталиным. Хотя эта система разработана для математики, некоторые ее элементы хорошо сочетаются в преподавании русского языка.

Это блочная система выполнения заданий с нарастанием степени трудности. Причем для разного уровня учащихся, индивидуальные консультации учителя, формы само- и взаимоконтроля. Сильные ученики выступают в роли «учителей» и консультантов. А слабые в роли обучаемых и консультируемых. Причем роли могут меняться в зависимости от усвоения учащимися учебного материала.

Ребята с удовольствием рассказывают друг другу правила, задают вопросы. оценивают ответы, спорят по поводу оценок. Доказывают свою точку зрения. Изучают дополнительный к уроку материал.

Очень важно. Что домашнее задание дается тоже блоками, сразу на весь раздел изучения. Кто-то с ними справляется раньше, кому-то нужно определенное время.

Нравится детям работать в группах и в парах. Это позволяет сильным ученикам помогать слабым. В полной мере реализовать свои знания, а слабым – подтянуться. Поучаствовать в работе, почувствовать свою нужность и уверенность.

Немаловажную роль в формировании у учащихся интереса к урокам является использование учителем на уроке иллюстративного и наглядного материала в любом виде: ЦОР, компьютерные презентации (к составлению презентаций привлекаю учеников), таблицы-плакаты, мини-транспаранты со словарными словами, картины, сигнальные карточки (цветовые и буквенные), перфокарты,

Учащиеся любят сами составлять различные графики на цифровых диктантах, схем. Диаграмм.на определенную орфограмму. Схемы предложений на слух. Конструирование предложений. Живость и заинтересованность ребят вызывает проведение фронтальных опросов с использованием жетонов, блиц-опросов, особенно с применением накопительных карточек в течение нескольких уроков.

Особый интерес и , я думаю, приглашение к размышлению представляют собой такие формы. Как экскурсы в этимологию слова, объяснение фонетических процессов с точки зрения древнерусского языка (чередование согласных, редуцированные гласные и др.). связь учебного материала с историей и современностью родного края. Обращение к различным словарям.

Пожалуй, на мой взгляд, утомительная и трудоемкая работа – это отработка материала. Но и сюда можно внести элементы занимательности. Например, вызвать к доске 2 человека и устроить между ними соревнование на одном и том же материале. Кстати. у меня ребята очень любят работать у доски.

Особое внимание я обратила бы еще и на эмоциональную подачу материала учителем.

Она должна быть доступная каждому возрастному этапу, яркой, выразительной. образной.

В рассказы и беседы на различные языковые темы можно включать цитаты из произведений крупных отечественных лингвистов (у меня в кабинете висят портреты самых известных языковедов и я часто ребят с ними знакомлю), общественных деятелей, писателей, критиков, журналистов. Обычно это яркие, афористичные высказывания. Суждения эти весьма авторитетны и придадут вес и поучительность речи учителя. К отдельным темам или разделам я беру занимательные задания. вопросы для любознательных. Это время на уроке у нас называется «Полминутки для шутки».

Нельзя обойти вопрос и об использовании в работе такой интересной формы как кроссворд. Изучение любой науки – это тяжелый труд, требующий усердия, внимания, силы воли, усидчивости. Все эти качества хорошо развиваются в работе учащихся по разгадыванию кроссвордов. Их решение заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находится легко, благодаря своим знаниям, то ученик горд своими достижениями. Если поиск труден и долог, то приходится пользоваться различными информативными источниками, а найденный результат надолго остается в памяти.

Кроссворды по русскому языку помогают в увлекательной форме закреплять полученные знания. Заставляют задуматься над особенностями тех слов, которые встречаются каждый день. Эти задания могут быть использованы в качестве закрепительных или обобщающих упражнений. А также как домашние задания, выполняя которые школьники могут самостоятельно проверить, насколько хорошо ими усвоена та или иная тема.

В качестве дополнительного материала на уроках можно использовать шарады, ребусы, анаграммы, чайнворды, занимательные лингвистические задачи, артикуляционную гимнастику, веселые стихи, загадки, пословицы, скороговорки и т.д

В заключение хотелось бы поделиться некоторыми нехитрыми приемами, которые я бы объединила под рубрику «А я делаю так…»

Игра «Любопытный Буратино».

Нынешним пятиклассникам знакома сказочная повесть Д.Даррела «Говорящий сверток». Один из ее главных героев Попугай является хранителем слов. Он говорит так: «если за ними (словами) не присматривать, если не давать им упражняться, они зачахнут и исчезнут…».

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Новые статьи:

Культурная политика музея в малом городе как условие активизации образовательно-воспитательного потенциала
музей старшеклассник воспитательный образовательный Музеи представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную. Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, соци ...

Интегрированный урок
В современных условиях обучения предмета в школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных пр ...

Теория интенсификации обучения Л.В. Занкова
Суть теории: программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках п ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru