Анализ опыта работы детских библиотек России показывает, что библиотеки практически уже давно работают по данным направлениям [80;81], используя весь арсенал форм и методов библиотечной деятельности, но особенно эта работа активизировалась с 2001 года [5;8;83;90]
Библиотека, как социальный институт в полной мере должна входить в систему патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Многие библиотеки включились в региональные программы патриотического воспитания, разрабатывают собственные программы.
Как формулируют они свои цели и задачи патриотического воспитания?
Библиотеки отмечают важность патриотического воспитания, особенно сегодня, когда становится все заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания. Концепция работы по программе патриотического воспитания [71] – понимание патриотизма как одной из наиболее значимых, непереходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, духовного достояния личности. Библиотеки отмечают тесную связь патриотического воспитания с нравственным [9;18;26;50].
Например, составной частью всей массовой работы с книгами в Ярославской ОДБ является формирование патриотического сознания, любви и уважения к истории Родины и Ярославского края. Основа патриотизма в первую очередь – знание истории своей Родины [9, с.36].
Тамбовская ОБД в работе в помощь героико-патриотическому воспитанию ставит целью формирование четкой гражданской позиции.
Основным направлением в работе отдела истории и краеведения Саратовской ОДБ является историко-патриотическое и нравственное воспитание [9,с.36]
Ростовская ОБД несколько лет, помимо краеведения, духовно-нравственного и экологического воспитания, разрабатывает тему воспитания толерантности, умения услышать друг друга. (Программа «Книжный ковчег мира»)[9].
Это только некоторые примеры работы детских библиотек. Практически все детские библиотеки работают в этом направлении, ставя задачи через книгу, чтение, раскрытие своих фондов приобщить детей к пониманию патриотизма.
Анализ деятельности детских библиотек позволяет выделить следующие направления патриотического воспитания:
- воспитание любви к Родине, к «малой» Родине (как правило, это делается в рамках краеведческой деятельности библиотек);
- воспитание любви и интереса к истории России, в том числе военно- патриотический аспект деятельности библиотек;
- правовое просвещение детей в условиях детской библиотеке;
- воспитание любви к родному слову, родному языку, литературе и культуре.
Рассмотрим более подробно опыт работы детских библиотек России по этим направлениям.
В последние время в библиотеках широкое распространение получил программно-целевой метод деятельности [105, с.6-11]. Библиотеки активно участвуют в Федеральной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы» [71], многие проекты детских библиотек связаны с разработкой информации по символике российского государства
Алтайская КДБ. В 2005 году внедряется «Программа краеведческой информационной деятельности с подростками 12-14 лет»
Воронежская ОДБ. Участие в подпрограмме МК РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.» - «Эхо войны на карте Воронежской области» [9, с.37].
- Волгоградская ОДБ. Программа «Память» (Патриотическое воспитание детей и подростков) (1999-2005 гг.) [9, с. 37].
Этапы развития педагогики
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детс ...
Программа факультативного курса "Прозвища в речи"
1) Цели и задачи. Данный факультатив предполагается учащимся средних классов, а также возможен и в вузовской программе. Цель программы "Прозвища в речи" - уточнить, расширить, углубить и дополнить программу "русская диалектология". Привлекая внимание учащихся необходимыми сведен ...
Анализ школьной
программы
Функциональная линия – это одна из ведущих линий в школьной математике, знакомство с ней начинается в 5 классе, а заканчивается в 11 классе. В основной школе происходит изучение таких понятий, как функция, область определения функции, способы задания функции, график функции, возрастание и убывание ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.