1. создание схем – алгоритмов на базе знакомых правил;
2. трансформирование новых изучаемых правил в схемы – алгоритмы;
3. создание первых простейших обобщающих алгоритмов;
4. дополнение схем материалом из курса предыдущих классов;
5. создание обобщающих алгоритмов.
Например, при изучении темы «Безударные падежные окончания имен существительных» в каждом классе появляется новая запись.
Начальная школа 5 класс 6 класс
Падеж |
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
- ия |
- ие |
- ий |
- мя |
Р.п. |
-ы-и |
-а-я |
-и |
-и |
-я |
-я |
-и |
Д.п. |
-е |
-у-ю |
-и |
-и |
-ю |
-ю |
-и |
П.п. |
-е |
-е |
-и |
-и |
-и |
-и |
-и |
Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.
Особое место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему («Для чего нам нужны союзы?», «Что такое предлог?» и т.д.), использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.
Используя эти методы в обучении, реализуется личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Учебный материал обеспечивает и позволяет выявить содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Активное стимулирование ученика обеспечивает возможность его самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения занятиями. Учебный материал организовывается мной таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.
Учащиеся сами выбирают задания или их подбираю я с учетом дифференциации учащихся по уровню усвоения знаний.
Я условно разделяю класс на три группы: «слабые», «средние», «сильные». И раздаю задания по уровню. Такие задания нацелены на достижение образовательного минимума для слабых учеников, для средних плюс развитие мышления. Для сильных плюс пропедевтика и развитие творческого мышления. Например. При изучении темы «Правописание НЕ с причастиями».
План-схема урока
Работа групп
Этапы урока. |
1 |
2 |
3 |
1.Организационный момент | |||
2.Пунктуационный диктант. |
Задают вопросы по теме «Причастие», комментируют ответ ученика. |
Задают вопросы по теме «Причастие», комментируют ответ ученика. |
Задают вопросы по теме «Причастие», комментируют ответ ученика. |
3.Постановка цели урока, деление на группы. | |||
4.Работа в группах по изучению нового материала. |
Самостоятельная работа по карточке. |
Самостоятельная работа по карточке. |
Работа с учителем. |
5.Подведение итогов работы. |
Анализ языкового материала, составление алгоритма. |
Анализ языкового материала с последующим оформлением выводов в таблице (карточки с материалом у учащихся) |
Самостоятельная работа с примерами. |
6.Закрепление нового материала. |
Выявление затруднений, работа с учебником. |
Выявление затруднений, работа с учебником. |
Выявление затруднений, работа с учебником. |
7.Подведение итогов урока. Домашнее задание. |
Сказка-миниатюра о правописании НЕ с причастиями |
Выявление затруднений, работа с учебником. |
Упражнение из учебника. |
Общественно-политическое
положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей
В середине XVIII в. система феодальных порядков, господствовавшая во Франции, пришла в глубокое противоречие с развивающимся капиталистическим способом производства. Феодально-абсолютистский строй тормозил распространение мануфактур, внедрение машин, применение передовых агрономических методов в се ...
Концепция университета
Средневековый университет несомненно был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н. э.), школа права в Бейруте (3-6 вв.), императорский уни ...
Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики
Составляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремит ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.