Б)Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?
В)Почему данные прилагательные написаны с НЕ слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с НЕ слитно? Сделайте вывод.
Г)Прочитайте предложения, записанные на доске:
Здесь протекла не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.
Почему НЕ с существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?
Д)Запишем примеры в тетрадь:
Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.
Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.
В каком случае НЕ с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод. Проверьте себя по учебнику.
Е)Перепишите, раскрывая скобки.
Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.
Проверим. Что у нас получилось в ходе работы каждой группы.
1 группа – дает связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с примерами. 3 группа – объясняет примеры, выполненные самостоятельно.
Закрепление нового материала.
- Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения?
- Рассмотрим этот случай подробнее.
Выполняется одно из упражнений учебника или задание, составленное учителем.
Подведение итогов урока
- Можем ли мы теперь без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?
Ответьте, пожалуйста, ребята, и на такой вопрос: «Для чего мы используем причастия в речи» Внимательно посмотрите на свои записи и попробуйте сделать вывод. (Помощь учителя наводящими вопросами: «Какой темой объединены предложения. С которыми мы сегодня работали? Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным? Почему?»)
Домашнее задание
Составить сказку-миниатюру о правописании НЕ с причастиями (по желанию). Слабые учащиеся выполняют упражнение из учебника.
Все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.
Дари себя детям! ( Из «Заповедей Ш.А. Амонашвили)
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого учителя. К таким урокам я шла в течение многих лет работы в школе. Немаловажную роль в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло изучение и использование на практике всех особенностей и богатых возможностей личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что стало возможным в результате работы над темой самообразования: «Использование технологий, методов и приемов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка».
«Дари себя детям» (Ш.А. Амонашвили) - эти слова являются моим девизом в работе. Ш.А. Амонашвили предложил гуманно-личностную педагогику, которой я стараюсь следовать в моей работе.
Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:
- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
- Развитие и становление познавательных сил ребенка.
- Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.
- Идеал воспитания – самовоспитание.
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.
Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:
Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Причины неуспеваемости камчатских школьников при изучении иностранного
языка
неуспеваемость школьник иностранный язык Неуспеваемость - это, с одной стороны, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, а с другой, - социальная дезадаптация личности. Можно выделить три группы причин школьных неудач: со ...
Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни
Профилактические занятия
с использованием активных методов профилактического обучения являются одним из эффективных способов снятия напряжения у детей и подростков из социально-неблагополучных семей, которые дают им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный сти ...
Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и
педагогов
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.