Информация о педагогике » Применение личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка » Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе

Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе

Страница 2

Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Целевые ориентации данной технологии:

Переход от педагогики требований к педагогике отношений;

Гуманно-личностный подход к ребенку;

Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики.

В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания.

4. Педагогизация окружающей среды.

Приемы и методы технологии личностно-ориентированного обучения

Базовая модель технологии личностно-ориентированного обучения:

- Начало обучения, постановка цели;

- Шаги достижения цели и используемые для этого стратегии;

- Проверка. Как достигаются цели?

- Подведение итогов, подстройка к будущему использованию знаний.

Самый первый этап урока после организационных моментов полезно начинать с установки целей и мотивации: что получит ребенок в результате обучения, каким образом эти знания повлияют на его перспективы развития, как они будут связаны с его будущей профессией, повлияют ли на успехи в других предметах, на жизнь в целом? Кроме использования явного способа, эффективно применять мотивирующие метафоры, содержащие в своем языке высокий логический уровень ценностей и верований/убеждений.

Затем, если урок связан с объяснением нового материала, важно провести предварительную установку фильтров на новые знания так, как это происходит с естественной установкой фильтров: когда мы идем в лес собирать грибы, мы не замечаем в этот момент ягод. Наше сознание направлено на то, чтобы видеть только грибы. Поэтому, например, перед изучением темы "Правописание гласных в корнях слов" полезно дать детям тексты, в которых они могли бы выделить корни слов.

Третий этап - это собственно изучение нового материала, в котором очень важно использование всех трех модальностей, учитывая, для какой группы правил какая модальность будет ведущей. Важно, чтобы объем изучаемого материала был разным и изучался не только индуктивно, но и дедуктивно, традуктивно. Чтобы дети имели много разных инструментов запоминания одного и того же правила: слушая сказку, имея картинку или рисуя сами, подключая свою фантазию с одной стороны и логическое мышление - с другой.

(Например, для эффективного запоминания слова СОБАКА один из детей нарисовал собаку с ошейником в виде буквы О, а на поводке написано БАКА, - в этом случае семантически выделяется этот ошейник).

Приведем примеры семантических образов, созданных детьми в работе со словарными словами (5 класс, учитель Е.А. Саяпина).

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающимся, личностно-ориентированным. Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Свою работу выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки.

По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала,

во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока). Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы».

В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры. Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Психология как учебный предмет в вузе
В последнее десятилетие обозначился беспрецедентный по масштабам и темпам в истории России рост психологического образования, отвечающий потребности в психологической культуре труда, общения, жизнедеятельности людей и организаций. Открываются не только новые психологические факультеты в университет ...

Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 классов
Экспериментальная работа по формированию основных универсальных учебных действий на уроках русского языка проводилась на базе МОУ СОШ № 64 г. Ульяновска. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» (22 человека) – экспериментальный класс и 3 «Б» (22 человека) – контрольный класс, всего 44 человек ...

Структура учебных мотивов
Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание нео ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru