Еще К.Д. Ушинский рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой и уровнем развития и восприятия нового материала. Педагог писал:»Такое деление класса на группы, их которых одна сильнее другой. Не только не вредно. Но даже полезно. Если наставник умеет. Занимаясь с одной группой сам. Дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
- уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы (не секрет, например, что в первый класс приходят более 50% детей с отклонениями от нормы в психосоматическом развитии);
- решается прблема неуспеваемости. Потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Приведу примеры некоторых заданий для разных групп учащихся.
Тема |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
«Однокоренные слова и формы одного и того же слова» 5 класс |
1.Составьте текст на тему: «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова. 2.Найдите «лишнее» слово: Гвоздика-гвоздь-пригвоздить… |
Выписать из предложенного текста однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый. Зеленеет подобрать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
Тема |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
«Имя числительное» 6 класс. |
1.Определите, к какой части речи относятся слова: двойной, тройка, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых. 2.Напишите слово в указанных падежах: 15, 55, 674, 980, 840 (в Р.П., Тв.п.) 3.Запишите словами примеры с десятичными дробями. |
Составьте словосочетания, используя количественные и порядковые числительные в П.п.: 1930 (год), 200 (центнеров), 645 (граммов), 76 (груш). |
Найдите ошибки. Запишите в исправленном виде: А)Из семьсот пятьлесят вычесть два. Б)По обоим сторонам дороги возвышались горы. В)трое подруг ехали в трамвае. Г)Стояли бидоны с девяностами литрами молока. |
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:
1.Составление текстов диктантов.
2. Составление карточек-заданий по изученному материалу.
3. Составление обобщающих таблиц для работы на уроке.
4. Сочинение лингвистических сказок-миниатюр.
5. Работа с дополнительной литературой.
6. Проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки.
7. Выполнение обязанностей консультанта при групповой работе.
8. Работа «учителем» (проведение фрагментов урока).
Говоря о детях с пониженной обучаемостью, я думаю. Что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.
Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. У меня в классе на каждом уроке висит стенд, отражающий материал по теме урока. Со всеми учащимися мы ведем словари и специальные тетради-справочники со схемами, таблицами и алгоритмами.
Этой группе школьников я предъявляю посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание на карточке.
Образец карточки-задания
Наступление весны.(6 класс)
Зима к нчает?ся, начинает?ся весна. День становит?ся светлее, воздух теплее. Дневн со нце руш т снежн крепости.
Зима (не) (з,с)дает?ся без боя. Ночью моро заковывает землю. Утром вверхубл стит со це а на бел земле по вляют?ся син тени от д ревьев. У д мов шумят вороб и и под крыш й соб рают?ся голуби.
Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды
арифметических задач
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Для этого педагоги и также дети должны знать математическое описание и точный смысл того, что конкретно изучается, ...
Метод сase-study как инновационная образовательная технология
В последние годы большое распространение для совершенствования навыков и получения опыта получает метод активного обучения – кейс - метод(case study), который заключается в накоплении и освоении знаний при переходе от пассивных к активным, от простых ситуаций к сложным, от индивидуальных к интегрир ...
Комплекс несложных экспериментов с объектами природы
для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
1. Прозрачная вода Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. Описание. В
гости пришла Капелька. Кто та ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.