Это свидетельствует о необходимости изучения степени освоения детьми содержания произведений художественной литературы. С этой целью была проведена беседа, в процессе которой каждого ребёнка просили ответить на вопросы:
1. Любишь ли ты, когда тебе читают?
2. Что любишь слушать?
3. Какие произведения ты знаешь?
4. Какую сказку ты бы хотел рассказать Петрушке?
5. Знаешь ли ты какие-нибудь рассказы?
6. Какие стихи ты знаешь наизусть?
7. Расскажи пожалуйста стих, который тебе больше всех нравится?
Поведение детей в ходе беседы зафиксировано в протоколе №1.
Для того чтобы проанализировать, на сколько дети знакомы с произведениями художественной литературы, мы использовали характеристику трёх степеней освоения и ознакомления с художественной литературой. При разработке характеристик степеней ознакомления детей с художественной литературой мы опирались на программу воспитания и обучения в детском саду Н.Ф. Губановой.
Высокая – первая, характеризует полноценное знание и представление о произведениях. Ребёнок может назвать любимые сказки (от 15 и выше) и рассказы (от 10 и выше); может вспомнить рассказать 2 – 3 программных стихотворения(при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки), назвать не менее 10-ти.
Средняя. Ребёнок может назвать от 10 до 15 названий сказок, от 5 до 10 названий рассказов, рассказать 2 стихотворения, назвать от 5 до 10.
Низкая. Ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Называет менее 10 названий сказок, до 5 рассказов, может рассказать 1 стихотворение и менее 5 названий стихотворений.
На основании характеристики степени ознакомления детей с художественной литературой и анализа результата беседы была составлена таблица 2.
Таблица 2. Результаты изучения степени ознакомления с художественной литературой детей экспериментальной и контрольной группы на начало эксперимента
Группа |
Кол-во детей |
Степени ознакомления и освоения детей с художественной литературой | ||
высокая |
средняя |
низкая | ||
Экспериментальная |
27 |
6 |
11 |
10 |
Контрольная |
27 |
7 |
13 |
7 |
Анализ таблицы даёт возможность наглядно увидеть, что показатели ознакомления детей экспериментальной и контрольной группы с произведениями художественной литературы находятся приблизительно на оном уровне и в обеих группах достаточно преобладает количество детей, имеющих показатели низкой степени, что не соответствует требованиям программы детей данного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента наглядно определили необходимость организации специальной работы по развитию театрализованной игры средствами художественной литературы.
Краткая история развития и становления курса естествознания, его роль и
место в обучении младших школьников
Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и умений, успешн ...
Изучение итогового уровня сформированности знаний об аквариумных рыбках у детей
старшего дошкольного возраста
Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения. Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, чт ...
Характеристика описательной речи у детей 5 года жизни по результатам
констатирующего эксперимента
Исследование проблемы развития связной речи и постановка опытно-экспериментальной работы осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения. Для проведения эксперимента были выбраны дети 5 года жизни, так как именно этот период дошкольного возраста является сензитивным для развития связ ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.