Информация о педагогике » Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Наиважнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Л. Артёмовой, Т. Шишовой и др.

В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация».

Значение театрализованной игры в развитии личности ребёнка и оценка художественной литературы как ведущего средства формирования театрализованной игры определили обращение к данному научному исследованию.

Игра-драматизация – это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Конституирующими признаками игры, по утверждению А.Н. Леонтьева, являются потребность, которой игра отвечает, и безотносительность к предметному ее результату. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делать ее». В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему [11].

Не сложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом воспроизведения.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

- творчество исполнительское (речевое, двигательное);

- творчество оформительское (декорации, костюмы и т. д.).

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением (А.Н. Леонтьев). Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Игра-драматизация строится на основе литературного произведения сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющие готовые правила, это же отличает её от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определена возможность совмещение события из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т.д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению и по значению, и по характеру руководства ими.

Большой интерес детей старшего дошкольного возраста к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение в играх людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Советская детская литература, гуманистическая по своей сущности, даёт богатый материал для игр. Отдельные персонажи литературных произведений начинают появляться уже в самостоятельных играх детей младших групп, однако малыши не могут полностью раскрыть их из-за недостаточного опыта.

Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра.

Формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества всецело зависит от педагога.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организуя деятельность других детей.

Данная дипломная работа направлена на рассмотрение основных вопросов знакомства детей с художественной литературой, как средством развития театрализованной игры.

Объект –

процесс развития театрализованной игры, как средство развития личности ребёнка.

Предмет –

художественная литература, как средство развития театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования

– разработать содержание педагогической деятельности, направленное на развитие театрализованной игры средствами художественной литературы.

Задачи исследования

:

1. Изучить специальную литературу по программе.

2. Определить содержание исследовательской работы.

3. Разработать систему критериев для определения эффективности исследовательской работы.

4. Способствовать развитию детей в процессе ознакомления с театрализованной деятельностью и знакомства с художественной литературой.

Гипотеза:

учитывая значение театрализованной игры в жизни ребёнка, было принято предположение о том, что углублённая и содержательная педагогическая деятельность, направленная на знакомство детей с художественной литературой и на формирование умений выразительной интерпретации содержания художественного произведения в детской деятельности, будет способствовать качественному становлению и совершенствованию театрализованной игры.

Методы

: теоретический анализ, наблюдение, беседа, эксперимент, изучение продуктов детской деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования

заключается в том, что изучена актуальность театрализованной игры в жизни ребёнка, определена объективная необходимость педагогической работы с детской художественной литературой и роль педагога. Разработана система содержания педагогической деятельности по знакомству детей с произведениями художественной литературы, как средством развития театрализованной игры.

Новые статьи:

Трудности понимания речи на слух
Для того чтоб целенаправленность обучения аудированию на преодоление проблем и формирования на данной базе умений и навыков, способствующих удачной работать в естественных условиях, нужно верно представить себе эти трудности могут быть обусловлены 1) характером языкового материала, 2) трудности мог ...

Понятие «аутентичные материалы» и их классификации
Проблема обучения учащихся аудированию, то есть восприятию и пониманию на слух иноязычной речи, содержащей незнакомые слова, требует решения целого ряда вопросов, и, в частности, определение характера аудитивного материала, на котором должно проходить обучение, отбора и методики выполнения упражнен ...

Формы организации активного отдыха
Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добит ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru