Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры

Страница 1

Художественная литература как «искусство слова», – один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово – не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктографическом письме, и в символической живописи. Художественная же литература же располагает только словом. В этом ее ограниченность по сравнению с другими видами искусства, но в этом и ее сила, поскольку слово способно отражать не только то, что непосредственно можно видеть, слышать, но и переживания, чувства, стремления и т. д. Слово обладает огромной силой обобщения, способностью передать тончайшие движения души, различные социальные процессы. В зависимости от способов организации словесного материала различаются две главные разновидности художественной литературы: проза, поэзия.

Богатейшие возможности слова в отражении действительности и выражении внутреннего мира человека, его духовной жизни позволяют воссоздать картины идейных столкновений, социальных, политических конфликтов, включающих идейную борьбу, философские воззрения, столкновение характеров, нравственных и политических принципов и т. д. В пределах каждой из названных разновидностей художественной литературы имеются, естественно, и более мелкие членения, формы, жанры. Основанием их выделения служит содержание жизненного материала, охватываемого ими. Основные жанры (роды) литературы эпос, лирика и драма. Им соответствуют следующие виды: очерк, рассказ, повесть, роман – в эпосе; трагедия, драма, комедия – в драме; песня, лирическое стихотворение в лирике [18].

Слово связывается обычно в нашем сознании с представлением о передаваемом им понятии. Но в художественной литературе слово порождает художественный образ, т. е. живую картину действительности, в которой перед читателем оживают реальные люди с их жизненными проблемами, мыслями, поисками и заблуждениями. Прекрасно использовали силу слова для правдивого, высоко художественного отражения реальной действительности великие мастера литературы.

И здесь особое место занимает литература для детей, как широчайшая область художественного творчества мастеров, творящих для детей. Детская литература – вид искусства. Его содержанием является сфера детского эстетического отношения к действительности. Детское сознание имеет конкретно-фантастическую форму, т.е. выступает как осуществление конкретных желаний, направленных на «Я», само же осуществление желаний как бы абсолютизируется, имеет фантастический характер. Детская литература удовлетворяет эстетическим потребностям ребенка [22].

К.Д. Ушинский всегда отмечал огромное влияние литературного произведения на развитие нравственных качеств, чувств ребёнка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку. Той же позиции придерживался Лев Толстой, увлечённый педагогической деятельностью. В детях видел будущее страны и А.М. Горький. Его педагогическим идеалом было воспитание гармонически развитой личности, воспитание «человеческого человека». Горький особое внимание уделял вопросу детского чтения, детской литературы. В его представлениях книга – это могучее средство воспитания [28, с. 38].

М.М. Конина, продолжая развивать идеи своего учителя Е.А. Флёриной, в работе «Художественная литература, как средство нравственного воспитания» подчёркивает значимость художественной литературы как средства нравственного воспитания. По её мнению, именно словесное искусство «раскрывает перед ребёнком систему нравственных отношений…, прививает ему нормы нравственного поведения… в виде ярких художественных образов» [28, с. 39].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Развитие профессиональной компетентности учащихся по профессии «Мастер по лесному хозяйству»
Профессиональная подготовка учащихся по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству» включает в себя изучение следующих циклов: 1. Общетехнический цикл (черчение, материаловедение, элементы технической механики, электротехника) 2. Общепрофессиональный цикл (охрана труда, экономика лесного и охотнич ...

Цели современного исторического образования
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собствен­ной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Пред ...

Вопрос в определении сущности прозвищ
Язык является средством общения людей, и потому он на всех этапах своего развития существует как общий и единый язык для этноса [7: 3]. Язык современной нации представляет собой сложную систему, в которую входят, с одной стороны, стандартная, обработанная, литературная разновидность языка, с другой ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru