Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры

Страница 4

Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Дети пятого года жизни, имеющие уже довольно большой словарный запас, определенную сумму представлений об окружающем, научившиеся эмоционально реагировать на события, свидетелями которых они оказываются, ставшие внимательнее, в целом более углубленно воспринимают художественные произведения: не просто понимают сюжет, но замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов. высказывают свое отношение к персонажам. Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, конечно, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. На пятом году они уже знают много потешек, четверостиший, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне них. Активизируется исполнительская деятельность. Дети с удовольствием выполняют все задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать они стараются интонационно выразительно.

К пяти-шести годам дети приобретают уже навык сосредоточенного, внимательного слушания произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, к персонажам произведения и его изобразительно-выразительным средствам. Ребенок этого возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него появляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, Что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость. Появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: одни любят читать стихи, другие рассказывать сказки. Развиваются творческие способности: дети сами придумывают загадки, стихотворения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными героями. Вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников: дети отмечают, кто лучше придумал, рассказал, прочитал наизусть.

С возрастом круг произведений, с которыми взрослый знакомит ребенка, расширяется. Эти произведения более сложные по содержанию и художественной форме: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка». «Снегурочка», сказки А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского и других писателей. Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает его воображение, фантазию и вместе с тем, основанная на вымысле, связанная с действительностью, она расширяет его жизненные представления, дает ему первые уроки морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. «Во всякой сказке есть элементы действительности .»[40 т. 36 с. 19]. Именно эта особенность сказки, на которую указывал В. И. Ленин, таит в себе богатейшие воспитательные возможности.

Ребенок радуется благополучному концу, победе справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, за трудолюбие. Сказка знакомит малыша с яркостью, выразительностью родного языка. Дети не только усваивают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
В процессе исследования нами была поставлена следующая цель: выявить особенности нарушения в формировании грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР. В ходе работы решались задачи: – выявление объема запаса грамматических форм и конструкций, используемых при продуцировании собстве ...

Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР
Существуют определенные методы и приемы, позволяющие выявить особенности коммуникативных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективнее. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей ...

Элементы и техника выполнения пейзажа
К основным формам и явлениям природы относятся земля, растительный покров, вода, небо, воздух и свет. Рассмотрим некоторые приемы их воспроизведения в пейзажном жанре. Земля Первоочередная задача рисующего – показать положения земной поверхности в пространстве, ее движение в глубину. Это движение м ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru