Краеведение как источник патриотических идей воспитания

Страница 5

«…Необходимо всегда помнить о книгах, которые создают истинного Человека, человека духовного, необходимо учить видеть истинно ценное, обращать свой взор на то, что направляет ум к лучшему, облагораживает души. Полезно и спасительно вновь и вновь обращать детей к литературе, сосредотачивающей высшие духовные и интеллектуальные ценности, созидающие Человека. Но для этого мы должны воспитывать в них и в себе способности созидающего чтения» [96, с.24]

Не случайно, краеведение становится приоритетным направлением [9;18;63;72;73;83]. Оно понимается сегодня, как попытка воссоздания культуры личности, переломленной через менталитет данной местности.

В этом разноплановом, разнообразном, но всегда эмоциональном процессе познания Родины неотъемлемой частью должна стать краеведческая литература. Место, где родился и живет человек, его история и современность предстанут на книжных страницах в художественных образах, и это поможет детям осмыслить понятие «Родина». И что особенно важно сейчас – краеведение дает возможность показать связь книги с жизнью, применить в своей жизненной практике знания, полученные из книг.

Существуют возрастные особенности восприятия той или иной краеведческой информации и литературы.

Дошкольники: Формирование представлений о своей стране, крае, городе, селе, героическом прошлом нашей Родины, возбуждение интереса детей к патриотической теме: любви к Отечеству, её труженикам и защитникам, своему родному краю.

Что же доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живет. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы, поселка, города.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом [29]. Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком наиболее доступные ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру; общественные события (полеты космонавтов, спортивные праздники, юбилейные даты, праздники - День Победы, День защитников Отечества и др.) [48, с.116-119].

Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Здесь велика роль различных массовых форм краеведческих мероприятий, организованных библиотекой.

Родная природа . Один из сильных факторов воспитания любви к Родине.

От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, так как в образах воплощается Родина.

В этом случае велика роль эколого-краеведческой литературы [79].

Младшие школьники: Владение представлениями о Родине, ее героическом прошлом, настоящем и будущем, трудовых боевых традициях, привития уважения к символам Российского государства: гербу, флагу, гимну России; воспитание интереса к героическому прошлому, к воинской деятельности; возбуждение желания в будущем стать в ряды вооруженных защитников Отчизны; накопление эмоционального опыта переживаний героических событий нашей Родины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, дел ...

Проектирование учебного курса
Одним из важных моментов при проектировании учебного курса наряду с определением целей и задач, исходящих из анализа предшествующей ситуации, мотивационно-смысловых позиций обучаемых и позиции самого педагога является выбор типа учебного курса и его содержания, которое бы способствовало наиболее ус ...

Применение практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности
Главная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в школе: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления свое ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru