Краеведение как источник патриотических идей воспитания

Страница 2

Слово «краеведение» утвердилось в нашем языке лишь в ХХ веке, хотя и восходит к одному из давних значений слова «край»: страна, область, местность. В Толковом словаре В. И. Даля (вторая половина 19 века) такого слова еще нет. Нет его и в Энциклопедическом словаре, издававшемся на рубеже 19 и 20 столетий Брокгаузом и Эфроном. В Академическом словаре русского языка (1916 г.) уже находим слово «краеведение» и объяснение его: «совокупность …знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны, преимущественно силами местного населения». Близкое толкование встречаем в словарях русского языка и в энциклопедических справочниках последующего времени. Важно отметить, что изначальный смысл слова подразумевает не просто знание о чет-то, но и путь познания, поиска и распространения этих знаний. «Ведение», по тому же словарю Даля, - это «знание, познание, разумение, сведение, понимание» и «состояние ведающего».

Научные понятия об истории края и об источниках такого познания начали формироваться два- три столетия назад. Но корни этих представлений уходят вглубь веков, когда зародились передаваемые от поколения к поколению предания - устные сказания, исторические песни. На них опирались первые летописцы, записавшие различные события погодно – по «летам». И уже рано возникает местное летописание – летописи отдельных земель, городов, монастырей, сказания о знаменательных событиях в истории края, жития местных святых. Духом летописания проникнуты и сводного характера сочинения 18 века по истории отдельных краев и городов.

К середине 18 века заметна уже научная основа краеведческих изысканий. В обретении и распространении краеведческих знаний велика роль В. Н. Татищева – зодчего многих наук в России и Академии наук; составляли историко-географические лексиконы, рассылали академические анкеты с разнообразными вопросами о прошлом и настоящем отдельных местностей, организовывали академические научные экспедиции по изучению разных регионов страны, и историки во время таких экспедиций выявляли и копировали старые исторические документы. Во второй половине 18 века стало возможным появление опирающихся уже на достаточно широкую источниковую базу трудов местных жителей, преимущественно разночинцев, по истории их края. Труды такого содержания получают научное признание.

К концу 18-начало 19 века краеведение в той или иной форме занимало немалое место в общественной жизни больших и малых городов. Период 1917 /1918 – 1927 /1929 г.г. можно назвать «золотым десятилетием» развития краеведения – его признали тогда «массовым научно-культурным движением». М. Горький писал в октябре 1927 года: «Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено» [87,с.14]. Краеведческая работа «стала» работаю государственного, исторического значения». Число краеведческих учреждений увеличилось более чем в 10 раз, многие из них выпускали свои издания. Подвижники культурного строительства сумели сделать в условиях голода, гражданской войны, разрухи необычайно много и привлечь к этому молодежь, широкую общественность.

Отличительная черта краеведения конца 1910-х-1920-х годов – тесная взаимосвязь с «большой наукой» - с академическими учреждениями и университетами. Это способствовало внесению невиданного ни ранее, ни позднее научного начала – исследовательского и собственно методического – в краеведческую работу и использованию выводов и наблюдений краеведов в трудах широкой научной тематики и высокого исследовательского потенциала[5].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Содержание деятельности антинаркотической работы с детьми из социально-неблагополучных семей
Содержание антинаркотической работы включает в себя следующие направления: диагностирование учащихся, профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни, обеспечение условий для профилактики злоупотребления наркотиками см. табл. 1. Таблица 1 План антинаркотической работы Направление деятел ...

Условия и средства развития самоценности личности в процессе воспитания младших школьников
Эмоционально положительное отношение к самому себе («Я хороший»), лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная нравственность в том, чтобы быть достойным са ...

Наблюдение – как средство формирования у старших дошкольников знаний об аквариумных рыбках его
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru