Слово «краеведение» утвердилось в нашем языке лишь в ХХ веке, хотя и восходит к одному из давних значений слова «край»: страна, область, местность. В Толковом словаре В. И. Даля (вторая половина 19 века) такого слова еще нет. Нет его и в Энциклопедическом словаре, издававшемся на рубеже 19 и 20 столетий Брокгаузом и Эфроном. В Академическом словаре русского языка (1916 г.) уже находим слово «краеведение» и объяснение его: «совокупность …знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны, преимущественно силами местного населения». Близкое толкование встречаем в словарях русского языка и в энциклопедических справочниках последующего времени. Важно отметить, что изначальный смысл слова подразумевает не просто знание о чет-то, но и путь познания, поиска и распространения этих знаний. «Ведение», по тому же словарю Даля, - это «знание, познание, разумение, сведение, понимание» и «состояние ведающего».
Научные понятия об истории края и об источниках такого познания начали формироваться два- три столетия назад. Но корни этих представлений уходят вглубь веков, когда зародились передаваемые от поколения к поколению предания - устные сказания, исторические песни. На них опирались первые летописцы, записавшие различные события погодно – по «летам». И уже рано возникает местное летописание – летописи отдельных земель, городов, монастырей, сказания о знаменательных событиях в истории края, жития местных святых. Духом летописания проникнуты и сводного характера сочинения 18 века по истории отдельных краев и городов.
К середине 18 века заметна уже научная основа краеведческих изысканий. В обретении и распространении краеведческих знаний велика роль В. Н. Татищева – зодчего многих наук в России и Академии наук; составляли историко-географические лексиконы, рассылали академические анкеты с разнообразными вопросами о прошлом и настоящем отдельных местностей, организовывали академические научные экспедиции по изучению разных регионов страны, и историки во время таких экспедиций выявляли и копировали старые исторические документы. Во второй половине 18 века стало возможным появление опирающихся уже на достаточно широкую источниковую базу трудов местных жителей, преимущественно разночинцев, по истории их края. Труды такого содержания получают научное признание.
К концу 18-начало 19 века краеведение в той или иной форме занимало немалое место в общественной жизни больших и малых городов. Период 1917 /1918 – 1927 /1929 г.г. можно назвать «золотым десятилетием» развития краеведения – его признали тогда «массовым научно-культурным движением». М. Горький писал в октябре 1927 года: «Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено» [87,с.14]. Краеведческая работа «стала» работаю государственного, исторического значения». Число краеведческих учреждений увеличилось более чем в 10 раз, многие из них выпускали свои издания. Подвижники культурного строительства сумели сделать в условиях голода, гражданской войны, разрухи необычайно много и привлечь к этому молодежь, широкую общественность.
Отличительная черта краеведения конца 1910-х-1920-х годов – тесная взаимосвязь с «большой наукой» - с академическими учреждениями и университетами. Это способствовало внесению невиданного ни ранее, ни позднее научного начала – исследовательского и собственно методического – в краеведческую работу и использованию выводов и наблюдений краеведов в трудах широкой научной тематики и высокого исследовательского потенциала[5].
Трудности изучения морфологии в начальных классах и
пути их преодоления
Специфика морфологических понятий обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начал ...
Педагогика со времени татарского ига и до Петра Великого в Юго-Западной
Руси
Разобщенная монголами с Северо-Восточной, Юго-Западная Русь вошла в состав Великого Литовского княжества, с 1386 г. соединившегося с Польшею. Польша стояла ближе России к Западу; гуманистическое движение не минуло и ее поэтому семена западной образованности заносились туда легче и скорее, чем на Ру ...
Подходы к деятельности в монографии Д.Б. Эльконина «Теория развивающего
обучения» и работе Г.Цукерман «Методы и формы обучения»
Деятельность может быть охарактеризована, прежде всего, со стороны своего предметного содержания, т.е. тех объектов, с которыми действует человек, тех результатов, которые он стремится получить, тех средств, которые им для этого используются. Вместе с тем, осуществляя любую деятельность, человек вс ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.