Особое значение в этом возрасте имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и фактах, связанных с прошлым. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, «что есть», с тем «что было». Это позволяет в доступной форме приблизить его к пониманию исторической роли не только своего края, но и всего государства.
Важно помочь открыть подростку Родину, показывая ему связь его благополучного детства с героическим прошлым старшего поколения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигах, открывать такие важные понятия как «долг», «гражданская честь», «любовь к Отчизне», «труд» [9;38;44].
К сожалению, попытка обойтись без патриотического воспитания предпринятая в 90-е годы XX века в России, не увенчалась успехом. Результаты оказались устрашающими. Складывался тип молодого человека без веры в завтрашний день, отрицающий духовные ценности, человека с потребительскими наклонностями и циничным отношением к традиционным святыням – труду, семье, Родине, любви.
Следует отметить, что сознание подрастающего поколения все более и более формируется под влиянием Запада. Отсюда берет свое начало кризис национальной культуры. Не случайно прогрессивные люди нашего времени ведут «битву за историю русской цивилизации» [6; 8; 34; 52].
Применительно к нынешнему состоянию России, «битва за историю»- это битва за будущее страны. И она сейчас приобрела обостренный политический и идеологический характер. «Стреляя» в прошлое, как говорят, убивают настоящее и будущее, поскольку обновление жизни новых поколений всегда должно опираться на исторический фундамент развития народа в прошлом, на его материальные и духовные особенности, его культуру.
«Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств» [64, с.121].
Стало быть, здесь велика воспитательная роль исторической краеведческой литературы. Краеведческая литература в целом призвана помочь сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих качеств, в развитии общественно-политической и нравственной защищенности от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребенка [2].
Для осуществления воспитательной работы по формированию у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс, включения учащихся в различные виды и формы работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Основными средствами в решении этих задач являются различные формы воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику [27].
Весьма существенным методическим приемом в данном случае является обращение к краеведческой литературе [82]. Отличительная черта предлагаемого нами метода, состоит в том, что краеведческая литература и краеведение в целом, имеет неограниченные возможности для формирования базовых начал патриотических чувств.
Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в
исследованиях отечественных педагогов и психологов
Психолого-педагогические исследования Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативн ...
Психологические и лингвистические характеристики связной
речи
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью ( ...
Самостоятельная работа учащихся, её признаки и
условия организации
самостоятельная работа младший школьник чтение Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления мо ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.