Краеведение как источник патриотических идей воспитания

Страница 7

Особое значение в этом возрасте имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и фактах, связанных с прошлым. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, «что есть», с тем «что было». Это позволяет в доступной форме приблизить его к пониманию исторической роли не только своего края, но и всего государства.

Важно помочь открыть подростку Родину, показывая ему связь его благополучного детства с героическим прошлым старшего поколения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигах, открывать такие важные понятия как «долг», «гражданская честь», «любовь к Отчизне», «труд» [9;38;44].

К сожалению, попытка обойтись без патриотического воспитания предпринятая в 90-е годы XX века в России, не увенчалась успехом. Результаты оказались устрашающими. Складывался тип молодого человека без веры в завтрашний день, отрицающий духовные ценности, человека с потребительскими наклонностями и циничным отношением к традиционным святыням – труду, семье, Родине, любви.

Следует отметить, что сознание подрастающего поколения все более и более формируется под влиянием Запада. Отсюда берет свое начало кризис национальной культуры. Не случайно прогрессивные люди нашего времени ведут «битву за историю русской цивилизации» [6; 8; 34; 52].

Применительно к нынешнему состоянию России, «битва за историю»- это битва за будущее страны. И она сейчас приобрела обостренный политический и идеологический характер. «Стреляя» в прошлое, как говорят, убивают настоящее и будущее, поскольку обновление жизни новых поколений всегда должно опираться на исторический фундамент развития народа в прошлом, на его материальные и духовные особенности, его культуру.

«Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств» [64, с.121].

Стало быть, здесь велика воспитательная роль исторической краеведческой литературы. Краеведческая литература в целом призвана помочь сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих качеств, в развитии общественно-политической и нравственной защищенности от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребенка [2].

Для осуществления воспитательной работы по формированию у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс, включения учащихся в различные виды и формы работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Основными средствами в решении этих задач являются различные формы воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику [27].

Весьма существенным методическим приемом в данном случае является обращение к краеведческой литературе [82]. Отличительная черта предлагаемого нами метода, состоит в том, что краеведческая литература и краеведение в целом, имеет неограниченные возможности для формирования базовых начал патриотических чувств.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Диагностика конкурентоспособности студентов факультета технологий и профессионального образования
При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности личности студента за основу был взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева, как наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкуре ...

Урок – экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалог ...

Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников
Воспитывающее обучение не только предполагает усвоение учащимися знаний о природе и обществе, о нормах поведения, но и требует эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на их основе системы ценностных ориентации, которые становятся мотивами п ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru