Краеведение как источник патриотических идей воспитания

Страница 4

В настоящее время краеведение – это и научная и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определенной местности – от деревни, небольшого города, даже улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона [86].

Это и метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного, метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи.

Краеведение – это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны, не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей [40].

Под краеведением понимают изучение края в совокупности явлений – общественно-политических и в области культуры, экономических и природных, хотя и выделяют специально историческое краеведение, даже литературное краеведение. Краеведение – не только познание края; и история краеведения – не только изучение путей этого познания в прошлом. Это и способ освоения и сохранения исторического опыта.

Краеведение проникает во все отрасли знания и сферы человеческой деятельности. Содержание краеведения определяется целями и задачами, которые решает общество на определенном этапе развития. Н. Н. Щерба дает следующее определение понятия: «Краеведение это область человеческой деятельности, направленной на всестороннее изучение любой части страны, выделенной по одному из способов районирования, отдельными лицами не зависимо от места проживания, социально-демографического или иных признаков, а также добровольными объединениями, исследователями, народно-хозяйственными коллективами с научно-производственными, образовательными, познавательными и иными целями [107,с.37].

В связи с этим структурное и содержательное наполнение всех звеньев патриотического воспитания и образования на местах приобретает более или менее ярко выраженную краеведческую «окраску».

Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, геологию, экологию, историю, язык, художественную литературу и фольклор, искусство и т.д.). Край является объектом самостоятельных краеведческих дисциплин типа «История… края», «Литературное краеведение» и т.п.

Современное краеведение впервые осмысливается как воспитывающая наука. Воспитание краеведением – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. Точнее, речь здесь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему образу жизни.

Современное краеведение впервые осмысливается как деятельность, способствующая формированию патриотизма. Появилась необходимость говорить о детском чтении, которое в данном случае рассматривается как главный компонент в воспитании патриотизма. Решить эту задачу без книг невозможно. Очень важно помочь человеку с помощью книги воспринимать не только информацию, но в первую очередь духовные ценности, заложенные в ней. Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести, патриотизму, справедливости [58].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Методические рекомендации по изучению функциональной линии в 7 классе
Первоначальное знакомство с понятием функции происходит в 8 классе. Однако уже в 7 классе авторы учебника рассматривают такие функции, как линейная, степенные функции вида у = х2, у = х3, функция, их графики (вводят названия этих графиков). Данные выражения они называют зависимостью или связью абсц ...

Методические основы практической разработки тестов
А Анастази разбивает прцесс создания теста на три основных этапа: - проектирование теста; - написание заданий; - анализ заданий. И действительно, разработчик теста, начинающий прямо с написания заданий, скорее всего создаст односторонний тест. Без наличия технического проекта будущего теста некотор ...

Участие детей в общественных работах
Помочи. Были такие деревенские работы, которые сплачивали, учили взаимовыручке и поддержке, вызывали к жизни такие человеческие качества, как милосердие, великодушие, отзывчивость, совестливость. К работам такого рода относится оказание помощи соседям, односельчанам, оказавшимся в трудном положении ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru