Краеведение как источник патриотических идей воспитания

Страница 4

В настоящее время краеведение – это и научная и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определенной местности – от деревни, небольшого города, даже улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона [86].

Это и метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного, метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи.

Краеведение – это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны, не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей [40].

Под краеведением понимают изучение края в совокупности явлений – общественно-политических и в области культуры, экономических и природных, хотя и выделяют специально историческое краеведение, даже литературное краеведение. Краеведение – не только познание края; и история краеведения – не только изучение путей этого познания в прошлом. Это и способ освоения и сохранения исторического опыта.

Краеведение проникает во все отрасли знания и сферы человеческой деятельности. Содержание краеведения определяется целями и задачами, которые решает общество на определенном этапе развития. Н. Н. Щерба дает следующее определение понятия: «Краеведение это область человеческой деятельности, направленной на всестороннее изучение любой части страны, выделенной по одному из способов районирования, отдельными лицами не зависимо от места проживания, социально-демографического или иных признаков, а также добровольными объединениями, исследователями, народно-хозяйственными коллективами с научно-производственными, образовательными, познавательными и иными целями [107,с.37].

В связи с этим структурное и содержательное наполнение всех звеньев патриотического воспитания и образования на местах приобретает более или менее ярко выраженную краеведческую «окраску».

Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, геологию, экологию, историю, язык, художественную литературу и фольклор, искусство и т.д.). Край является объектом самостоятельных краеведческих дисциплин типа «История… края», «Литературное краеведение» и т.п.

Современное краеведение впервые осмысливается как воспитывающая наука. Воспитание краеведением – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. Точнее, речь здесь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему образу жизни.

Современное краеведение впервые осмысливается как деятельность, способствующая формированию патриотизма. Появилась необходимость говорить о детском чтении, которое в данном случае рассматривается как главный компонент в воспитании патриотизма. Решить эту задачу без книг невозможно. Очень важно помочь человеку с помощью книги воспринимать не только информацию, но в первую очередь духовные ценности, заложенные в ней. Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести, патриотизму, справедливости [58].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравст ...

Вопросы подготовки детей к школе в психолого-педагогической и методической литературе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: · выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учест ...

Обучение аудированию на коммуникативной основе
Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуац ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru