Средневековый университет несомненно был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н. э.), школа права в Бейруте (3-6 вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, например, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права. Тем не менее, в античности отсутствовал ряд необходимых предпосылок:
· не существовало универсальной религии - христианства,
· не было необходимости в массовом выпуске специалистов,
· не существовал еще отрыв политической власти от религии, т.е. не было еще светской власти,
· не было еще такой специализации знания,
· доминировало сельское хозяйство и др.
С другой стороны, средним векам неизвестно было и то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для 20 -го века, как правило, университет - это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова «corpus», коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной «universitas». Даже город называли университетом граждан (universitas civium), любой ремесленный цех. Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением. От университетов отличали школы (studium).
Они делились на:
· генеральные (generale), т. е. не местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря приобретенным ученым степеням имели право преподавать в любом районе христианского мира (facultas docendi ubique terrarum).
· studium universale,
· studium commune,
· studium solempne, т. е. обыкновенные.
Чаще эти школы назывались просто Studium , изредка - Академия. Примерно с 14-го века существует эпитет alma mater , т. е. нежная мать( термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка и др.) явилось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К 14-му веку утверждается общее название - universitas scolarium et magistrorum. К этому времени складывается и концепция университета.
Университет обладал целым рядом прав и привилегий:
· право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах существовало ,как правило, четыре факультета : младший - подготовительный, он же - факультет семи свободных искусств, артистический, художественный, философский; старшие - медицинский, юридический, теологический.
· право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.
· право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов ( ius ubique docendi).
· особая подсудность для школяров по выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям.
· право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.
Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер. Таким образом, перед нами, по сути, идея «ученого цеха». Везде стало складываться общее обозначение «studentes»: так именовались не только учащиеся, но все, кто «штудирует», т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики.
Таким образом, эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т. е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго и новое слово «университет» вызывало такую же неприязнь, как слово «коммуна».
Урок-экскурсия в историческом музее
учащихся в тех случаях,когда объект экскурсии является.опорой гананий по историиЗНет. пожалуйТ ' нм- одной экскурсии, в которой в той или иной мере не сообщались экскурсоводомопосредованные сведения. Например, в музейных экскурсиях по живописи, скульптуре или архитектуре, помимо анализа произведени ...
Факторы, влияющие на формирование авторитета родителей
Воспитательное воздействие авторитет родителей на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Авторитет и личный пример родителей. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подра ...
Содержание работы по формированию фонетических навыков у младших школьников
В английском языке содержание работы по формированию фонетических навыков составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи: фразы, в частности разные коммуникативные типы предложения и связный текст (лингвистический компонент содержания обучения произношению), а также конкретны ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.