Информация о педагогике » Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса по начальному естествознанию и пути повышения его эффективности » Краткая история развития и становления курса естествознания, его роль и место в обучении младших школьников

Краткая история развития и становления курса естествознания, его роль и место в обучении младших школьников

Страница 1

Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и умений, успешному применению их на практике.

Естествознание как учебный предмет неразрывно связан с естественными науками. Научное знание заключается в правильном понимании отношений между фактами. Изучение этих связей позволяет выявить определенные закономерности, которые, в свою очередь, дают возможность предвидения и создания новых технологий.

Задача школы состоит в том, чтобы быстро и доступно сделать завоевания научной мысли достоянием общества, в первую очередь ее наиболее восприимчивой и обучаемой части. Задача педагогики заключается в том, чтобы отобрать те формы, методы и средства, которые дадут наилучшие результаты в овладении основами науки.

На протяжении всей истории методика преподавания естествознания совершенствовалась, развивалась и заняла достойное место наряду с другими учебными предметами в школе.

Рассмотрим историю зарождения методики преподавания естествознания в начальной школе.

Естествознание как учебный предмет впервые был введен в русскую общеобразовательную школу в 1786 г. Первым и единственным русским методистом того времени, автором первого учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев — натуралист и путешественник. Книга В.Ф. Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из двух частей и трех отделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство».

Учебник Зуева был одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя. Руководство В.Ф. Зуева четверть века служило единственным и основным учебником естествознания.

Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А.Я. Герд. Он считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание, сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным состоянием науки. В 1877 г. он опубликовал план построения школьного курса естествознания. (1, 43) Его книга «Земля, воздух, вода» и методическое руководство к ней «Предметные уроки» на протяжении многих лет являлись основными пособиями преподавателя при изучении курса неживой природы.

С осени 1902г. программа была введена в школы. Курс в начальной школе стал называться «Природоведение».

В каких же направлениях развивалась методика преподавания естествознания в дореволюционных школах России? На практике передовых дореволюционных школ было создано большинство тех методических разработок, которые использовались впоследствии. Это, прежде всего, принцип активного завоевания знаний — при помощи самостоятельных работ учащихся. Этот принцип реализовывался в процессе проведения практических лабораторных занятий и экскурсий. Методика практических занятий по неживой природе была разработана еще Гердом. Они впоследствии были дополнены и развиты в работах Л.Н. Никонова, К.П. Ягодовским и других. Практические занятия по изучению живых организмов впервые описали В.В. Половцев, Б.Е. Райков, Г.Н. Боч. Таким образом, к концу первого десятилетия ХХ в. трудами группы ученых-педагогов были разработаны на практике лабораторные работы по всем разделам школьного курса естествознания. В школу активно вводилась практика самостоятельных работ учащихся.

В 1923 г. произошел перелом в школьном курсе естествознания. Государственный ученый совет (ГУС) высказал идею комплексного построения программ, что исключало стройное изучение отдельных предметов. В 1927 г. были приняты окончательно программы ГУСа, согласно которым школа первой ступени включала четырехлетнее начальное образование. Природоведение как учебный предмет изучался с I по IV классы. (Приложение 1)

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Вопрос о необходимости изучения прозвищ в школе
К лингвистическому краеведению в школе особенно часто стали обращаться в последнее время в связи с включением в образование регионального компонента. Конечная цель курса - приобщение школьников к национальной языковой культуре. В условиях девальвации духовных ценностей эта работа особенно важна. Пр ...

История изучения фонетики
Фонетика и фонология – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Звуковой строй служит материальной формой языка и находится в сложных двояких отношениях с биологической и с общественной природой человека. Понятие «фонема» - одно из основополагающих понятий современного теоретического язы ...

Опыт работы педагогов по применению в работе компетенций
Рассмотрим в данной главе как педагоги применяют анализируемые в данной курсовой работе компетенции в своей профессиональной деятельности. Компетенция ОК-4: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru