Информация о педагогике » Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса по начальному естествознанию и пути повышения его эффективности » Краткая история развития и становления курса естествознания, его роль и место в обучении младших школьников

Краткая история развития и становления курса естествознания, его роль и место в обучении младших школьников

Страница 3

Одна из важнейших задач общей методики естествознания – выявление связи между естествознанием как наукой и естествознанием как учебным предметом. Объем сведений о природе исключительно велик. В этой связи задачами методики являются отбор учебного материала на основе принципов научности и доступности, его перегруппировка и обработка, определение порядка и последовательности изучения материала, который составляет содержание учебного предмета. Из всего обширного естественнонаучного материала для изучения в школе отобраны только те понятия, которые составляют основу наук. Изучая природу и хозяйственную деятельность человека, обучаемые не только получают знания, необходимые для естественнонаучного образования, но и приобретают навыки и умения, необходимые им в практической деятельности.

Не менее важной задачей методики является разработка наиболее эффективных методов и приемов преподавания основ наук. Она показывает учителю, как сделать научные материалы более доступными для учащихся, обеспечить формирование и развитие естественнонаучных понятий.

В содержание методики преподавания естествознания входит:

1. Определение образовательного и воспитательного значения естествознания. Необходимо четко представлять, каково значение данной дисциплины в системе школьного образования, и связь с другими предметами;

2. Изучение основных методов преподавания естествознания, с помощью которых процесс усвоения знаний протекает наиболее эффективно и с наименьшей затратой времени;

3. Знакомство с основными принципами отбора учебного материала из различных областей естественных наук;

4. Определение наиболее целесообразной группировки учебного материала, его межпредметных связей и последовательности изучения;

5. Знакомство с основными формами организации учебного процесса;

6. Знакомство с материально-техническим обеспечением преподавания естествознания, учебными пособиями и оборудованием кабинета.

Бесспорно, для решения поставленных задач необходимо использование разнообразных средств обучения на уроках естествознания в начальной школе, которые помогут учителю сделать изучение природоведения увлекательным и продуктивным. (16, 168)

В курсе естествознания школьники получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании их человеком. Здесь они знакомятся с особенностями строения человеческого тела и санитарно-гигиеническими правилами поведения.

Современная жизнь немыслима без сведений из различных областей биологии, химии, физики, географии, экологии. Научные знания предоставляют человеку возможность преобразовывать природу, управлять естественными силами, создавать новые машины и технологии. Без научных знаний немыслимо и развитие сельского хозяйства. Наряду с этим, учащиеся должны понять и неразрывную связь человека с природой, необходимость бережного, внимательного отношения к ней, В начальной школе становятся приоритетными экологические знания. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего курса естествознания. В каждой теме учащиеся знакомятся с природоохранными мероприятиями, направленными на сохранение природных богатств. Природоведение входит в естественнонаучный цикл, поэтому важное место в его преподавании занимают методы научного познания природы: наблюдения объектов и явлений, эксперимент, изображение натуральных объектов, практическая работа. (7, 124)

Курс естествознания решает большие задачи, направленные на развитие умственной деятельности ребенка. При изучении конкретных объектов и явлений развиваются способности к наблюдению, что помогает понять их сущность и взаимосвязь. (21, 65)

Наряду с формированием начальных естественнонаучных представлений и понятий курс естествознания имеет большое воспитательное значение. На уроках природоведения и на экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе. Особенно сильное впечатление оказывает на ребенка изучение живых организмов, природы родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии. Любовь к родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» либо интенсификация обучения аудированию на начальном этапе
Начальный этап овладения иностранным языком справедливо считается более сложным для обучающихся. Дело в том, что учащиеся, не владея нужным языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в силу несформированности речевых умений еще не могут воспользоваться языком как средством общени ...

Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как ...

Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru