Информация о педагогике » Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса по начальному естествознанию и пути повышения его эффективности » Краткая история развития и становления курса естествознания, его роль и место в обучении младших школьников

Краткая история развития и становления курса естествознания, его роль и место в обучении младших школьников

Страница 2

Комплексные программы просуществовали до 1931 г. и были отменены историческим постановлением ЦК ВКПб о начальной и средней школе. Значение этого постановления заключалось и в том, что оно восстановило естествознание как учебный предмет, внеся систематичность в его преподавание. В 1933 г. были утверждены стабильные учебники для школы, в том числе учебник В.А. Тетюрева «Начальное природоведение» для младшей школы.

Наконец, в 1934 году вышло постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКПб «О преподавании географии в начальной и средней школе», которое имело важное значение в деле преподавания географии и введения географических понятий в курс природоведения в начальной школе. (Приложение 2)

По новому плану на естествознание в начальной школе отводилось 2 часа во II классе. В III и IV классах по 4 часа в неделю было выделено на изучение географии и естествознания. Изучение курса начиналось во II классе, где учащиеся знакомились с окружающей их природой; в III классе — с явлениями природы и строением тела человека. В IV классе вместо изучения жизни животных и организма человека был введен отдельный курс неживой природы (вода, воздух, полезные ископаемые, почва). На уроках географии они получали представления о форме и движении Земли, о климате, природных зонах Советского Союза, знакомились с планом и картой, получали навыки ориентирования.

Новые программы и учебники потребовали перестройки методики естествознания, усиления практической направленности. Большой вклад в развитие методики преподавания естествознания в это время внесли такие методисты и дидакты, как А.А. Половинкин, К.П. Ягодовский, К. А. Сонгайло, С. А. Павлович и другие.

Развитие методики преподавания естествознания в 50-х г. столетия связано с именами П.А. Завитаева, М.Н. Скаткина, Е.А. Валерьяновой, А.А. Перропе и другие.

Существенный вклад в совершенствование преподавания естествознания в начальной школе внес Петр Алексеевич Завитаев. (1890—1970). Разработанная им методика проведения наблюдений, опытов и экскурсий помогла создать основу для формирования природоведческих понятий. П.А. Завитаев разработал систему предметных уроков, их содержание и методику преподавания, определил значение учебно-опытного участка в формировании естественнонаучных знаний у учащихся младших классов. Им написаны такие методические пособия, как «Экскурсии и предметные уроки в 1—РГ классах», «Учебно-опытный участок 1—РФ классов, «Оборудование для опытов на уроках естествознания в начальных классах» и другие.

Более двадцати лет автором программ и учебников по естествознанию в начальной школе был Михаил Николаевич Скаткин. Он уделял большое внимание вопросам методики преподавания природоведения, внес существенный вклад в выделение этого курса в самостоятельный учебный предмет.

Новая перестройка учебных планов, в том числе и программы по природоведению, произошла в 60-х годах. Теперь изучение этого предмета начиналось со II по IV класс. В основу программ был положен принцип краеведения, в рамках которого школьники изучали природу и хозяйственную деятельность человека. В каждой теме были выделены обязательные экскурсии, предметные роки, демонстрационные опыты и практические работы. Изучение природоведения заканчивалось в IV классе, в программу включались сведения о природе, телах и веществах, которым давались элементарные научные объяснения. В содержании программы начала прослеживаться природоохранная направленность. Основные принципы построения курса природоведения в начальной школе сохранились и до настоящего времени.

Естествознание как учебный предмет имеет свои дидактические особенности, отличающие его от других предметов школьного курса. Это интегрированный курс, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе. Он в доступной форме знакомит учащихся с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира. Основная задача курса — формирование в начальных классах широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений. (4, 12)

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Основы теории площадей
Рассмотрим основные положения теории площадей. Начнем с определения площади многоугольника. Простым многоугольником называется простая замкнутая ломаная вместе с частью плоскости, ограниченной ею. Будем рассматривать только простые многоугольники, называя их для краткости многоугольниками. Определе ...

Современное состояние проблемы и пути ее решения
В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект "Образование"[8]. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование" были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Феде ...

Структура Токийского университета
Факультеты: 1. Факультет права 2. Медицинский факультет 3. Технический факультет 4. Факультет литературы 5. Факультет науки 6. Факультет сельского хозяйства 7. Экономический факультет 8. Факультет искусств 9. Педагогический факультет 10. Фармацевтический факультет 11. Исторический факультет Направл ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru