Информация о педагогике » Пенитенциарная педагогика

Пенитенциарная педагогика

Страница 4

При осуществлении воспитательного процесса сотрудникам колоний невозможно обходить вниманием особенности такого специфического явления, как субкультура уголовного мира, которая, как известно, оказывает влияние на эффективность работы любого исправительного учреждения. Так, социальной среде осужденных свойственны определенные ценности, принципы и нормы, на основе которых образуются различные неформальные группы, а также отдельные категории осужденных, занимающие в них далеко не одинаковое положение. В основе объединения осужденных в те или иные группы лежит их ориентация на такие важные человеческие ценности, как собственное «я» и ценность той группы, к которой он принадлежит. Принадлежность каждого лица к той или иной неформальной группе, а также положение в ней во многом определяет его отношение к режиму, труду, воспитательным мероприятиям и другим средствам исправления и перевоспитания, и, что немаловажно при решении вопроса о соблюдении режима, существенно влияет на содержание межличностных отношений.

Неформальные группы образуются в исправительных учреждениях всех видов режима. Однако установлено, что в ИК общего режима неформальные группы менее устойчивы, нежели в других подразделениях. Их устойчивость возрастает по мере повышения к ним требований по соблюдению режима отбывания наказания.

Принято выделять следующие неформальные группы.

1. Группы с положительной направленностью (в некоторой юридической литературе они называются нейтральными, на уголовном жаргоне – «мужики»), которые могут объединять осужденных, связанных духовными интересами, общностью взглядов. Это наиболее многочисленная группа. Ее представители стремятся не вступать в тесные контакты с осужденными отрицательной направленности, но в то же время воздерживаются от активного сотрудничества с администрацией ИК. Среди ценностей «нейтральные» выделяют свободу, а также те средства, которые способствуют ее скорейшему достижению: добросовестный труд, успешная учеба, примерное поведение. Деятельность такой группы совпадает с целями и задачами исправительного учреждения.

2. Группы с отрицательной направленностью поведения («отрицательные»), включают в себя, в основном, лиц, придерживающихся «воровской романтики» и знающих друг друга по совместным преступлениям. Эти группы противопоставляют себя коллективу, нарушают режим содержания. Они рассматривают себя в качестве лиц, призванных защищать, с их точки зрения, интересы определенной группы осужденных, стремятся показать себя этакими борцами за «справедливость» и т.п. Это им необходимо для того, чтобы добиться поддержки и расположения со стороны других осужденных.

3. Группы с неопределенной направленностью, которые в основе своего образования имеют различные причины и также разнообразны по своей структуре, находятся в своеобразной изоляции от общей массы осужденных. Специфическое отчуждение этих осужденных происходит или потому, что они нарушили нормы поведения, выработанные неформальной группой осужденных, или потому, что у них наблюдаются порочные наклонности, неряшливый внешний вид, некоторые страдают слабоумием и т.п. Эти лица, неадаптированные к условиям исправительных колоний, т.н. «опущенные», «отвергнутые», исключены из нормальных взаимоотношений большинством осужденных, поэтому довольно остро стоит вопрос о привлечении их к общественно полезной деятельности. В основном, в состав самодеятельных организаций входят «нейтральные» осужденные.

Каждая из групп неоднородна. Среди «отрицательных» выделяются лидеры, которые держатся, как правило, замкнуто. Связь с осужденными осуществляют через посредников. В группе «отрицательных» имеются также осужденные, которые следят за исполнением решений группы, за исполнением санкций, которые предусмотрены правилами, вырабатываемыми самими осужденными. Иногда эти лица выполняют и посреднические функции. В этой группе есть осужденные, хорошо знающие нормы внутренней жизни неформальных групп, отличающиеся умением ориентироваться в сложных экстремальных ситуациях. Чаще всего – это лица, неоднократно судимые.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Лабораторные работы на вычисления
При изучении математики мы постоянно считаем: квадратные корни, площади плоских фигур, объемы геометрических тел и т.д. Поэтому правильность и точность вычислений зачастую определяют дальнейший процесс изучения математики. Важно, чтобы ученик не только умел вычислять, но и был увлечен этим процессо ...

Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке
познавательный активность студент педагогический В настоящее время любое явление или процесс редко является предметом исследования какой-либо одной науки. Зачастую целый ряд наук занимается исследованием того или иного объекта. Это положение целиком относится и к такому сложному явлению, как активн ...

Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появ ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru