Установив, что 1 см – это длина отрезка, а 1 см2 – это площадь квадрата, сторона которого 1 см, целесообразно выполнить упражнения:
Длина отрезка 3 дм. Определите площадь квадрата, аналогичного этому отрезку.
Площадь квадрата 25 см2. Начертите отрезок, аналогичный этому квадрату.
Учащиеся иногда затрудняются быстро и правильно ответить на вопросы типа: сколько квадратных сантиметров в 1 дм2? Снижению таких трудностей способствует использование аналогии между единицами длины и площади:
1 дм = 10 см –это длина отрезка;
1 дм2 – это площадь квадрата со стороной 1дм = 10 см, поэтому 1 дм2 = 10 10 = 100 см2.
В изучении любого учебного предмета, и особенно математики, важен этап систематизации материала, когда выясняется место данного понятия в системе других понятий. Это достигается следующими путями:
установлением связей между отдельными понятиями, теоремами;
разноплановой систематизацией материала по различным основаниям;
обобщением понятия;
конкретизацией понятия.
Доступные ученикам связи между знаниями выясняются путем анализа содержания учебного материала. В качестве средств представления информации в сжатом виде используют таблицы, вопросники, графики, рисунки, схемы и т.д. Например, в учебнике А.В. Погорелова в конце каждого параграфа помещается раздел "Контрольные вопросы", в которых заостряется внимание на "опорных точках" теории и взаимосвязях между ними. После этих вопросов дается набор упражнений к изучаемому параграфу. Наличие в пособии специальных разделов "Контрольные вопросы" и "Задачи" является эффективным средством систематизации геометрических знаний.
Приведем примеры упражнений по теме "Площади", выполнение которых способствует осознанию связей изучаемого понятия с ранее изученными понятиями.
Можно ли площадь прямоугольного треугольника вычислить по формуле площади треугольника?
Можно ли площадь прямоугольного треугольника вычислить по формуле площади трапеции? А по формуле площади прямоугольника?
Можно ли площадь треугольника (трапеции) вычислить по формуле S=ch, где c – средняя линия, а h – высота треугольника (трапеции).
Итак, все вышесказанное доказывает целесообразность применения задач "на площади" предлагаемого сборника при формировании понятия "Площадь фигуры" в средней школе. Посмотрим теперь каким образом реализуются эти задачи при работе с теоремами.
Главным в изучении теорем является не заучивание их и их доказательств, а открытие школьниками теоремы, способа доказательства, самостоятельное конструирование доказательства, применение теоремы в различных ситуациях, установление различных связей теоремы с другими теоремами. Приведем фрагмент урока, посвященного изучению площади трапеции.
Учитель начинает урок с повторения опорного материала:
Что такое площадь многоугольника (какими свойствами она обладает)?
Площади какого многоугольника мы можем находить, исходя из этого?
Площадь какого многоугольника мы нашли на основании общих свойств площади?
Какой прием мы использовали для вывода площади прямоугольника? (Достраивали до фигуры, площадь которой известна, - до квадрата – и разбиение ее на квадраты и прямоугольники.)
Аналогичные вопросы задаются при повторении площади параллелограмма и треугольника. В процессе такой беседы на доске появляется постепенно следующая запись (рис.21):
Рис.21
Подводится итог:
Площадь каждой изученной фигуры выражается через сторону и высоту к ней;
Для вывода всех формул применяется один и тот же прием (указан выше).
Проводя аналогию с тем, что нам уже известно, как вы думаете, через какие элементы можно выразить площадь трапеции? (После обсуждения учащиеся останавливаются на гипотезе, что, наверное, через основания a, b и высоту h.)
Интегрированный урок
В современных условиях обучения предмета в школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных пр ...
Исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей
дошкольного возраста
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. ...
Речевой этикет в современной школе
речевой этикет школьник урок Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся. 1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено, но из акустического пото ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.